Основные требования к уровню знаний и умений учащихся по обществознанию к концу 8 класса


В результате изучения обществознания ученик должен знать /понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

    уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготовил, устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собран¬ной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, куль¬турными ценностями, социальным положением.



Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся 8 класса по обществознанию

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.




Календарно-тематическое планирование по обществознанию
(8 класс) на 2013 – 2014 учебный год

 

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки

Виды деятель ности

Формы контроля

Практи-
ческие, лабора-
торные работы

Обору-
дование Нагляд-
ность

Дата
прове-
дения

План/
Факт.

1. Введение. Изучение
нового
материала
Знать: термины, общие представления об обществознании.
Уметь: отвечать на поставленные вопросы, высказывать собственное мнение
Беседа, познаватель-
ные игры.
Опрос   Выставка книг по
теме
урока
 
2. Быть
личностью
Изучение
нового
материала
Уметь давать определение понятий; высказывать свое мнение; работать с текстом учебника; отвечать на поставленные вопросы Беседа. Прием «мозговой
штурм». Творческие
задания. Работа со
схемой «Агенты социализации».
Устный опрос, составить словарь темы   Презента-
ция
 
3. Общество
как форма жизнеде-
ятельности
людей
Комбиниро-
ванный урок
Знать, какое значение имеет понятие «общество»; какую роль в жизни человека играют социальные нормы. Уметь анализировать, объяснять смысл основных понятий; определять ступени развития общества Учебная дискуссия. Привести примеры взаимодействия
сфер общества.
Опрос. Письменные задания.   Презента-
ция, Иллюстра-
ции в
учебнике,
схема
«Сферы обще-
ственной
жизни»
 
4. Развитие
общества
Комбиниро-
ванный
Знать, в чем выражается эволюционный характер развития общества. Уметь характеризовать воздействие социальной революции на общественное развитие; находить отличие реформ от революций; называть последствия, к которым ведет процесс глобализации Практические задания. Беседа. Опрос. Письменные задания.   Презента-
ция
 
5. Личность и общество Обобщение
и система-
тизация
знаний
Знать основные этапы эволюционного развития общества. Уметь характеризовать общество как форму жизнедеятельности людей; сравнивать суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; работать с текстом учебника, выделять главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Решение тестовых заданий Контроль-
ная работа
     
6. Сфера
духовной
жизни
Комбиниро-
ванный
Знать, что включает в себя понятие «культура». Уметь характеризовать развитие культуры в современной России, духовную жизнь современного общества; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме; различать в социальной информации факты и мнения Беседа. Работа с определениями термина
«культура».
Творческое
задание. Работа с текстом учебника.
Опрос. Письменные задания.
Работа с
документами
  Презента-
ция
 
7. Мораль Комбиниро-
ванный
Знать, что такое мораль и зачем она нужна людям; почему гуманизм считается высшей моральной ценностью. Уметь определять, в каких поступках проявляется любовь к ближнему; использовать приобретенные знания для выполнения практических и творческих заданий. Прием «корзина идей». Творческие задания. Работа с текстом учебника. Устный опрос.   Презента-
ция
 
8. Долг и
совесть
Комбиниро-
ванный урок
Знать, что такое долг, совесть и объективные обязанности. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения; работать с текстом учебника, выделять главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач и выполнения творческих заданий Групповая работа. Работа с текстом параграфа. Творческие
задания.
Опрос. Письменные задания.   Презента-
ция
 
9. Моральный
выбор - это
ответствен-
ность
Комбиниро-
ванный
Знать, в чем выражается свобода выбора. Уметь определять, как связаны свобода и ответственность; оценивать поведение людей с точки зрения моральных норм общества; используя приобретенные ранее знания, решать проблемные задания Проблемные задания. Фронталь-
ная
беседа.
Проблемные
задания
  Презента-
ция
 
10. Образова-
ние
Комбиниро-
ванный
Знать, в чем заключается приоритет образования; основные элементы системы образования в России. Уметь объяснять, почему в информационном обществе возрастает приоритет образования, а непрерывное образование является ключевой задачей общества; работать с документами по заданному алгоритму Работа с документами. Решение учебных задач. Работа с тестовыми заданиями. Устный опрос.   Схема «Система образова-
ния в РФ».
Презента-
ция.
 
11. Наука в
современном
обществе
Комбиниро-
ванный
Знать, какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций. Уметь характеризовать науку как особую систему знаний; определять нравственные принципы ученого в современной науке. Работа с текстом учебника.
Работа с
высказыванием.
Опрос.
Тестовые
задания.
  Презента-
ция
 
12. Религия
как одна
из форм
культуры
Комбиниро-
ванный
Знать, что такое религия, что ха-рактерно для религиозной веры. Уметь характеризовать основные виды религиозных организаций; объяснять, в чем заключается принцип свободы совести; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения «Перекличка» афоризмов.
Деловая игра.
Опрос. Письменное задание.   Презента-
ция
 
13. Сфера
духовной
культуры
Обобщение
и система-
тизация
знаний
Знать основные понятия по теме. Уметь характеризовать, что вмещает в себя сфера духовной культуры, в чем заключается взаимосвязь науки и образования, в чем состоит роль религии в современном обществе Решение
тестовых
заданий
Контроль-
ная работа
     
14. Экономика
и ее роль
в жизни
общества
Изучение
нового
материала
Знать, что такое экономика и в чем сложность экономического выбора. Уметь объяснять, почему природные ресурсы нельзя считать неисчерпаемыми; оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности; работать с документом Творческие
задания. Ситуативные задания.
Опрос.
Индиви-
дуальные
задания
  Презента-
ция
 
15. Главные
вопросы
экономики
Комбиниро-
ванный
Знать, что такое экономическая эффективность; типы экономических систем. Уметь определять экономические функции; работать с документами; работать с учебником; отвечать на вопросы Групповая работа. Работа с таблицей «Типы экономичес-
ких систем».
Опрос. Письменные задания.   Презента-
ция
 
16. Собствен-
ность
Комбиниро-
ванный
Знать, что такое собственность; что называют имущественными отношениями. Уметь называть формы собственности, существующие в РФ; характеризовать формы собственности; определять, как защищены права собственников согласно российскому законодательству; делать выводы, отвечать на вопросы Беседа.
Решение практичес-
ких
задач.
Опрос.
Письмен-
ные
задания.
  Презента-
ция
 
17. Рыночная
экономика
Комбиниро-
ванный
Знать, каковы условия функционирования рынка. Уметь определять, как спрос влияет на предложение в условиях рыночной экономики, от чего зависит рыночное равновесие; решать проблемные задачи Решение практических
задач. Работа с
графиками.
Опрос.
Решение
практичес-
ких задач.
  Презента-
ция.
 
18. Производ-
ство -основа
экономики
Комбиниро-
ванный
Знать, в чем заключается роль производства в экономике; что способствует повышению производительности труда. Уметь характеризовать особенности услуги как товара; называть ресурсы, необходимые для осуществления производства Работа со схемой «Факторы производства». Работа с текстом параграфа.
Решение
познавательных
задач.
Опрос.
Практи-
ческая
задача.
  Презента-
ция.
 
19. Предприни-
мательская
деятель-
ность
Комбиниро-
ванный
Знать, чем предпринимательская деятельность отличается от других форм хозяйствования. Уметь называть преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм предпринимательства Беседа. Выполне-
ние творческого
задания. Работа с текстом параграфа и таблицей организационно-правовые формы предпринима-
тельства
Опрос.
Индиви-
дуальные
задания
  Презента-
ция
20. Роль
государства
в экономике.
Комбиниро-
ванный
Знать, какие способы воздействия на экономику может использовать государство. Уметь называть круг экономических проблем, регулируемых любым государством; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы Беседа. Опрос. Письменные задания.   Презента-
ция
 
21. Распреде-
ление
доходов
Комбиниро-
ванный
Знать основные источники доходов населения. Уметь объяснять, зачем людям нужна социальная поддержка государства; характеризовать экономические меры социальной поддержки населения; решать проблемные задания Выполнение проблемных
заданий. Работа с
высказыванием.
Опрос   Презента-
ция
 
22. Потребле-
ние
Комбиниро-
ванный
Знать, что влияет на объем и структуру потребительских расходов; как защищаются права потребителей в РФ. Уметь характеризовать зависимость степени благосостояния граждан от структуры расходов граждан; работать с документами; выполнять проблемные задания Проблемные
задания. Работа с
документами
Опрос.   Презента-
ция
 
23-24. Инфляция
и семейная
экономика
Комбиниро-
ванный
Знать, почему люди занимаются бизнесом; какова роль предпринимательства в развитии экономики; различные виды бизнеса и их взаимосвязь; как сделать бизнес успешным и получить прибыль; в каких формах можно организовать бизнес. Уметь определять роль предпринимательства в развитии экономики, сравнивать различные виды бизнеса и выявлять общие черты; приводить примеры из жизни по теме Решение тестовых заданий. Работа с текстом. Провероч-
ная
тестовая
работа.
  Презента-
ция
 
25-26. Безрабо-
тица, ее
причины и
последствия
Комбиниро-
ванный
Знать, чем вызвана безработица, каковы ее экономические и социальные последствия. Уметь объяснять, почему безработица сопутствует рыночной экономике; определять роль государства в обеспечении занятости населения; работать с таблицей, анализировать письменные источники Таблица «Последствия безработицы для общества».
Работа со
ст.2 Трудового кодекса и ст. 37 Конституции РФ. Практические задания.
Опрос   Презента-
ция
 
27. Мировое
хозяйство
и
международ-
ная торговля
Комбиниро-
ванный
Знать, что такое мировое хозяйство. Уметь называть особенности поли-тики протекционизма и свободной торговли; объяснять, какие условия влияют на обменный курс валют; работать с документом по заданному алгоритму Беседа. Работа с документом. Опрос.   Презента-
ция
 
28. Экономика
в жизни
общества
Обобщение
и система-
тизация
знаний
Знать основные понятия по теме. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; давать определение понятий Решение тестовых заданий Контроль-
ная работа.
     
29. Социальная
структура
общества
Комбиниро-
ванный
Знать, что определяет статус человека, каковы особенности статусной позиции в обществе. Уметь характеризовать различные социальные группы; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм; моделировать социальные ситуации на основе ранее изученного материала Моделирование ситуаций.
Работа с
текстом
параграфа.
Опрос. Письменные задания.   Презента-
ция
 
30. Социальные
статусы
и роли
Практикум Знать социальные позиции человека в обществе. Уметь определять социальные статусы и социальные роли; приводить примеры социальных отношений, поведенческих ситуаций; работать с терминами Моделирование поведенческих ситуаций.
Дискуссия.
Творческие
задания.
Опрос. Практи-
ческая
работа
Виды
социаль-
ных
стату-
сов»
Презента-
ция
 
31. Нации и
межнаци-
ональные
отношения
Изучение
нового
материала
Знать соотношения понятий «нация» и «этнос». Уметь характеризовать межнациональные отношения в современном обществе; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных источников Работа со
татьями
Конститу-
ции РФ
Опрос.   Презента-
ция
32. Отклоня-
ющееся
поведение
Комбиниро-
ванный
Знать, что называют отклоняющимся поведением. Уметь приводить примеры социальных отношений; работать с документом по заданному алгоритму; анализировать виды отклоняющегося поведения Работа с
документом.
Беседа.
Опрос. Письменные задания.      
33. Социальная
сфера
Обобщение
и
системати-
зация
знаний
Знать, что такое экологическая угроза. Уметь характеризовать влияние человека на природу; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; решать практические задачи в рамках темы Тестовые
задания
Контрольная работа      
34-35. Итоговое
повторение
Обобщение и системати-
зация
знаний
Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные Моделирование ситуаций.
Творческие
задания.
Практические
задачи.
Опрос. Письменные задания.      




Ресурсное обеспечение программы

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». -М. : Просвещение, 2010.
2. Обществознание. 8 класс : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Ф. Ивановой. - М. : Просвещение, 2010.

Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы - Методические пособия для учителя:


Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи... : метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. -М. : Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. -М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.
Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - М. : Просвещение, 1996.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по общество-знанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.
Правовое воспитание школьников : 5-9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. -Волгоград: Учитель, 2006.
Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгоград : Учитель, 2006. -123 с.

Дополнительная литература для учителя:


Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М. : Проспект, 2010.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М. : Дрофа, 1997.
Сычев, А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. - М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М. :
Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М. : Астрель, 2010.

Дополнительная литература для учащихся:


Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Дыдко, С. Н. Обществознание. 8-11 классы : справ, материалы / С. Н. Дыдко. - М. : ACT : Астрель : ПолиграфИздат, 2010.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.

Учебно-методическое обеспечение

Информационно-коммуникативные средства.


Обществознание. 8-11 кл. Краткий курс. Тренировочные тесты. Терминологический сло- варь. Ответы на экзаменационные билеты / Н. С. Кочетов [и др.]. — Волгоград : Учитель, 2010. - (В помощь учащимся). — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Обществознание. Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Методики. Материалы к урокам). - 1 электрон, опт. диск (CD-RQM).

Технические средства обучения.


Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска


<<<Назад