Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
по обществознанию к концу 8 класса
В результате изучения обществознания ученик должен
знать /понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовил, устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собран¬ной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, куль¬турными ценностями, социальным положением.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
учащихся 8 класса по обществознанию
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию
(8 класс) на 2013 – 2014 учебный год
№ п/п
| Тема урока
| Тип урока
| Требования к уровню подготовки
| Виды деятель
ности
| Формы контроля
| Практи- ческие, лабора-
торные работы
| Обору-
дование
Нагляд-
ность
| Дата прове-
дения
План/ Факт.
|
1. |
Введение. |
Изучение нового материала |
Знать: термины, общие представления об обществознании.
Уметь: отвечать на поставленные вопросы, высказывать собственное мнение |
Беседа, познаватель- ные игры. |
Опрос |
|
Выставка книг по теме урока |
|
2. |
Быть личностью |
Изучение нового материала |
Уметь давать определение понятий; высказывать свое мнение; работать с текстом учебника; отвечать на поставленные вопросы |
Беседа. Прием «мозговой штурм». Творческие задания. Работа со схемой «Агенты социализации». |
Устный опрос, составить словарь темы |
|
Презента- ция |
|
3.
| Общество как форма жизнеде- ятельности людей |
Комбиниро- ванный урок |
Знать, какое значение имеет понятие «общество»; какую роль в жизни человека играют социальные нормы. Уметь анализировать, объяснять смысл основных понятий; определять ступени развития общества |
Учебная дискуссия. Привести примеры взаимодействия сфер общества. |
Опрос. Письменные задания. |
|
Презента- ция,
Иллюстра- ции в учебнике, схема «Сферы обще- ственной жизни»
|
|
4. |
Развитие общества |
Комбиниро- ванный |
Знать, в чем выражается эволюционный характер развития общества.
Уметь характеризовать воздействие социальной революции на общественное развитие; находить отличие реформ от революций; называть последствия, к которым ведет процесс глобализации
|
Практические задания. Беседа. |
Опрос. Письменные задания. |
|
Презента- ция |
|
5. |
Личность и общество |
Обобщение и система- тизация знаний |
Знать основные этапы эволюционного развития общества. Уметь характеризовать общество как форму жизнедеятельности людей; сравнивать суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; работать с текстом учебника, выделять главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
| Решение тестовых заданий |
Контроль- ная работа |
|
|
|
6. |
Сфера духовной жизни |
Комбиниро- ванный |
Знать, что включает в себя понятие «культура».
Уметь характеризовать развитие культуры в современной России, духовную жизнь современного общества; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме; различать в социальной информации факты и мнения
|
Беседа. Работа с определениями термина «культура». Творческое задание. Работа с текстом учебника. |
Опрос. Письменные задания. Работа с документами |
|
Презента- ция |
|
7. |
Мораль |
Комбиниро- ванный |
Знать, что такое мораль и зачем она нужна людям; почему гуманизм считается высшей моральной ценностью.
Уметь определять, в каких поступках проявляется любовь к ближнему; использовать приобретенные знания для выполнения практических и творческих заданий.
|
Прием «корзина идей». Творческие задания. Работа с текстом учебника. |
Устный опрос. |
|
Презента- ция |
|
8. |
Долг и совесть |
Комбиниро- ванный урок |
Знать, что такое долг, совесть и объективные обязанности.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения; работать с текстом учебника, выделять главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач и выполнения творческих заданий
|
Групповая работа. Работа с текстом параграфа. Творческие задания. |
Опрос. Письменные задания. |
|
Презента- ция |
|
9. |
Моральный выбор - это ответствен- ность |
Комбиниро- ванный |
Знать, в чем выражается свобода выбора.
Уметь определять, как связаны свобода и ответственность; оценивать поведение людей с точки зрения моральных норм общества; используя приобретенные ранее знания, решать проблемные задания
|
Проблемные задания. |
Фронталь- ная беседа. Проблемные задания |
|
Презента- ция |
|
10. |
Образова- ние |
Комбиниро- ванный |
Знать, в чем заключается приоритет образования; основные элементы системы образования в России.
Уметь объяснять, почему в информационном обществе возрастает приоритет образования, а непрерывное образование является ключевой задачей общества; работать с документами по заданному алгоритму
|
Работа с документами. Решение учебных задач. Работа с тестовыми заданиями.
| Устный опрос. |
|
Схема «Система образова- ния в РФ». Презента- ция. |
|
11. |
Наука в современном обществе |
Комбиниро- ванный |
Знать, какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций.
Уметь характеризовать науку как особую систему знаний; определять нравственные принципы ученого в современной науке.
|
Работа с текстом учебника. Работа с высказыванием. |
Опрос. Тестовые задания. |
|
Презента- ция |
|
12. |
Религия как одна из форм культуры |
Комбиниро- ванный |
Знать, что такое религия, что ха-рактерно для религиозной веры. Уметь характеризовать основные виды религиозных организаций; объяснять, в чем заключается принцип свободы совести; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения |
«Перекличка» афоризмов. Деловая игра. |
Опрос. Письменное задание. |
|
Презента- ция |
|
13. |
Сфера духовной культуры |
Обобщение и система- тизация знаний |
Знать основные понятия по теме. Уметь характеризовать, что вмещает в себя сфера духовной культуры, в чем заключается взаимосвязь науки и образования, в чем состоит роль религии в современном обществе |
Решение тестовых заданий |
Контроль- ная работа |
|
|
|
14. |
Экономика и ее роль в жизни общества |
Изучение нового материала |
Знать, что такое экономика и в чем сложность экономического выбора.
Уметь объяснять, почему природные ресурсы нельзя считать неисчерпаемыми; оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности; работать с документом
|
Творческие задания. Ситуативные задания. |
Опрос. Индиви- дуальные задания |
|
Презента- ция |
|
15. |
Главные вопросы экономики |
Комбиниро- ванный |
Знать, что такое экономическая эффективность; типы экономических систем.
Уметь определять экономические функции; работать с документами; работать с учебником; отвечать на вопросы
|
Групповая работа. Работа с таблицей «Типы экономичес- ких систем». |
Опрос. Письменные задания. |
|
Презента- ция |
|
16. |
Собствен- ность |
Комбиниро- ванный |
Знать, что такое собственность; что называют имущественными отношениями.
Уметь называть формы собственности, существующие в РФ; характеризовать формы собственности; определять, как защищены права собственников согласно российскому законодательству; делать выводы, отвечать на вопросы
|
Беседа. Решение практичес- ких задач. |
Опрос. Письмен- ные задания. |
|
Презента- ция |
|
17. |
Рыночная экономика |
Комбиниро- ванный |
Знать, каковы условия функционирования рынка. Уметь определять, как спрос влияет на предложение в условиях рыночной экономики, от чего зависит рыночное равновесие; решать проблемные задачи |
Решение практических задач. Работа с графиками. |
Опрос. Решение практичес- ких задач. |
|
Презента- ция. |
|
18. |
Производ- ство -основа экономики |
Комбиниро- ванный |
Знать, в чем заключается роль производства в экономике; что способствует повышению производительности труда. Уметь характеризовать особенности услуги как товара; называть ресурсы, необходимые для осуществления производства |
Работа со схемой «Факторы производства». Работа с текстом параграфа. Решение познавательных задач. |
Опрос. Практи- ческая задача. |
|
Презента- ция. |
|
19. |
Предприни- мательская деятель- ность |
Комбиниро- ванный |
Знать, чем предпринимательская деятельность отличается от других форм хозяйствования. Уметь называть преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм предпринимательства |
Беседа. Выполне- ние творческого задания. Работа с текстом параграфа и таблицей организационно-правовые формы предпринима- тельства |
Опрос. Индиви- дуальные задания |
|
Презента- ция |
20. |
Роль государства в экономике. |
Комбиниро- ванный |
Знать, какие способы воздействия на экономику может использовать государство.
Уметь называть круг экономических проблем, регулируемых любым государством; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
|
Беседа. |
Опрос. Письменные задания. |
|
Презента- ция |
|
21. |
Распреде- ление доходов |
Комбиниро- ванный |
Знать основные источники доходов населения. Уметь объяснять, зачем людям нужна социальная поддержка государства; характеризовать экономические меры социальной поддержки населения; решать проблемные задания |
Выполнение проблемных заданий. Работа с высказыванием. |
Опрос |
|
Презента- ция |
|
22. |
Потребле- ние |
Комбиниро- ванный |
Знать, что влияет на объем и структуру потребительских расходов; как защищаются права потребителей в РФ. Уметь характеризовать зависимость степени благосостояния граждан от структуры расходов граждан; работать с документами; выполнять проблемные задания |
Проблемные задания. Работа с документами |
Опрос. |
|
Презента- ция |
|
23-24. |
Инфляция и семейная экономика |
Комбиниро- ванный |
Знать, почему люди занимаются бизнесом; какова роль предпринимательства в развитии экономики; различные виды бизнеса и их взаимосвязь; как сделать бизнес успешным и получить прибыль; в каких формах можно организовать бизнес. Уметь определять роль предпринимательства в развитии экономики, сравнивать различные виды бизнеса и выявлять общие черты; приводить примеры из жизни по теме |
Решение тестовых заданий. Работа с текстом. |
Провероч- ная тестовая работа. |
|
Презента- ция |
|
25-26. |
Безрабо- тица, ее причины и последствия |
Комбиниро- ванный |
Знать, чем вызвана безработица, каковы ее экономические и социальные последствия.
Уметь объяснять, почему безработица сопутствует рыночной экономике; определять роль государства в обеспечении занятости населения; работать с таблицей, анализировать письменные источники
|
Таблица «Последствия безработицы для общества». Работа со ст.2 Трудового кодекса и ст. 37 Конституции РФ.
Практические задания.
|
Опрос |
|
Презента- ция |
|
27. |
Мировое хозяйство и международ- ная торговля |
Комбиниро- ванный |
Знать, что такое мировое хозяйство. Уметь называть особенности поли-тики протекционизма и свободной торговли; объяснять, какие условия влияют на обменный курс валют; работать с документом по заданному алгоритму |
Беседа. Работа с документом. |
Опрос. |
|
Презента- ция |
  |
28. |
Экономика в жизни общества |
Обобщение и система- тизация знаний |
Знать основные понятия по теме. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; давать определение понятий |
Решение тестовых заданий |
Контроль- ная работа. |
|
|
|
29. |
Социальная структура общества |
Комбиниро- ванный |
Знать, что определяет статус человека, каковы особенности статусной позиции в обществе.
Уметь характеризовать различные социальные группы; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм; моделировать социальные ситуации на основе ранее изученного материала
|
Моделирование ситуаций. Работа с текстом параграфа. |
Опрос. Письменные задания. |
|
Презента- ция |
|
30. |
Социальные статусы и роли |
Практикум |
Знать социальные позиции человека в обществе.
Уметь определять социальные статусы и социальные роли; приводить примеры социальных отношений, поведенческих ситуаций; работать с терминами
|
Моделирование поведенческих ситуаций. Дискуссия. Творческие задания. |
Опрос. |
Практи- ческая работа Виды социаль- ных стату- сов» |
Презента- ция |
|
31. |
Нации и межнаци- ональные отношения |
Изучение нового материала |
Знать соотношения понятий «нация» и «этнос». Уметь характеризовать межнациональные отношения в современном обществе; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных источников |
Работа со татьями Конститу- ции РФ |
Опрос. |
|
Презента- ция |
|
32. |
Отклоня- ющееся поведение |
Комбиниро- ванный |
Знать, что называют отклоняющимся поведением.
Уметь приводить примеры социальных отношений; работать с документом по заданному алгоритму; анализировать виды отклоняющегося поведения
|
Работа с документом. Беседа. |
Опрос. Письменные задания. |
|
|
|
33. |
Социальная сфера |
Обобщение и системати- зация знаний |
Знать, что такое экологическая угроза. Уметь характеризовать влияние человека на природу; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; решать практические задачи в рамках темы |
Тестовые задания |
Контрольная работа |
|
|
|
34-35. |
Итоговое повторение |
Обобщение и системати- зация знаний |
Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные |
Моделирование ситуаций. Творческие задания. Практические задачи. |
Опрос. Письменные задания. |
|
|
|
Ресурсное обеспечение программы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». -М. : Просвещение, 2010.
2. Обществознание. 8 класс : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Ф. Ивановой. - М. : Просвещение, 2010.
Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы - Методические пособия для учителя:
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи... : метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. -М. : Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. -М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.
Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - М. : Просвещение, 1996.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по общество-знанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.
Правовое воспитание школьников : 5-9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. -Волгоград: Учитель, 2006.
Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгоград : Учитель, 2006. -123 с.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М. : Проспект, 2010.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М. : Дрофа, 1997.
Сычев, А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. - М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М. : Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Дыдко, С. Н. Обществознание. 8-11 классы : справ, материалы / С. Н. Дыдко. - М. : ACT : Астрель : ПолиграфИздат, 2010.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.
Учебно-методическое обеспечение
Информационно-коммуникативные средства.
Обществознание. 8-11 кл. Краткий курс. Тренировочные тесты. Терминологический сло-
варь. Ответы на экзаменационные билеты / Н. С. Кочетов [и др.]. — Волгоград : Учитель, 2010. - (В помощь учащимся). — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Обществознание. Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. - Волгоград : Учитель,
2010. - (Методики. Материалы к урокам). - 1 электрон, опт. диск (CD-RQM).
Технические средства обучения.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска
|