Задание С5 по теме «Человек и общество»: ответы.
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «институт общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно
предложение, содержащее информацию о видах социальных институтов, другое содержащие характеристику социального института.
Ответ:
Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе,
главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты действующие в духовной области. С точки зрения организации
общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья.
Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельностии конкретными функциями. Институты общества — сложное и разветвленное образование:
внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. И др.
2. Перечислите любые три черты, характеризующие общество как открытую динамическую систему.
Ответ:
Могут быть указаны такие черты, как
— связь общества с природой,
— наличие подсистем и других структурных единиц (сфер общества, общественных институтов),
— взаимосвязь частей и элементов общественной структуры,
— постоянные изменения в жизни общества.
3. Назовите три исторических типа общества.
Ответ:
Могут быть названы исторические типы общества:
- традиционное (аграрное);
- индустриальное;
- постиндустриальное (информационное).
4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение с
информацией об обществе в узком смысле, и одно предложение об обществе как о динамической системе.
Ответ:
1) Смысл понятия, например: «совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически».
Может быть дано другое, близкое по значению определение;
2) предложение с информацией об обществе в узком смысле, опирающейся на знания курса, например:
— «Обществом может быть названа исторически конкретная форма социальных отношений, например, феодальное общество»;
—Обществом в сравнительно узком значении этого слова может быть названо объединение людей в связи с их общими интересами (например, общество любителей
книги»).
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об обществе.
3) предложение с информацией об обществе как динамической системе, опирающейся на знания курса, например:
— «Способность человека ставить цели и выбирать средства их достижения делает социальные системы более подвижными, изменчивыми, чем природные»;
—Основные функции социальной системы: адаптация, целедостижение, поддержание образца, интеграция.
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об обществе.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах цивилизаций, и одно предложение,
раскрывающее особенности цивилизаций.
Ответ:
Понятие «цивилизация» используется в нескольких значениях:
— как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством;
— как синоним культуры;
— как уровень (ступень) развития того или иного региона, отдельного этноса;
— как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка.
Примеры предложений: В современных условиях известны такие основные цивилизации, какзападная,
восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская. Каждая цивилизация базируется на ценностях культуры, которые она
выражает, развивает и воплощает в процессе
жизненногоцикла. Цивилизация является глубинной и длительной социальной общностью с точки зрения
своей истории. Цивилизация не сводится лишь только к одному параметру развития общества, а включает
другиекомпоненты, что обусловливает ее неповторимость и уникальность. И др.
6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об ответственности личности, и одно
предложение, раскрывающее его социальные черты.
Ответ:
Личность — это человеческий индивид каксубъект общественных отношений и сознательной деятельности; личность — это устойчивая система социально значимых
черт, характеризующих индивида как члена общества.
Примеры предложений: Личность — это человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Личностью является
человек, который проявляет активную жизненную позицию, несет ответственность за свой выбор, свою деятельность. И др.
7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах мировоззрений, и одно предложение,
раскрывающее особенности формирования мировоззрений.
Ответ:
Мировоззрение — система представлений об отношении между человеком и окружающим его миром.
Примеры предложений: Мировоззрение может быть оптимистическим или пессимистическим. Мировоззрение всегда связано с убеждением. Мировоззрение может
формироваться стихийно или осознанно. В обществе одновременно существуют различные мировоззренческие системы. И др.
8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее сущность процесса познания, и одно предложение,
раскрывающее особенности процесса познания.
Ответ:
Познание — это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т. е.
обусловленный прежде всегопрактикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Примеры предложений: Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.
Познание представляет собой основной способ бытия,существования сознания. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Знанияявляются
продуктом познания и др.
9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «культура»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее признаки культуры, и одно предложение, содержащее
информацию о видах культуры.
Ответ:
В качестве признаков культуры как явления общественной жизни могут быть названы: культура есть существенная характеристика жизни общества; культура есть
характеристика человека как социального существа, она отлична от природы, не обусловлена биологически, формируется в процессе приобщения к
общественным ценностям, нормам, традициям, навыкам деятельности; культура есть совокупность всех
форм преобразовательной деятельности человека и общества; культура есть результат преобразовательной
деятельности человека и общества; культура есть мера человеческого в человеке и др. Культура может быть материальная и духовная.
10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее особенности социализации, и одно предложение,
содержащее информацию об агентах социализации.
Ответ:
Социализация — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального
опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Примеры предложений: Процесс социализации продолжается всю жизнь. Осуществляется социализация посредством образования и воздействия внешней среды.
Социализация делает возможным существование общества, поскольку передает его культуру, ценности, традиции от поколения к поколению. Все, что влияет на
процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». И др.
11. Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности.
Ответ:
В качестве причин возникновения глобальных проблем современности могут быть названы: совершенствование и развитие производительных сил, т. е. результат
развития материальной культуры общества; результат социального прогресса и др.
12. Назовите три отличия человека от животного.
Ответ:
В качестве отличий человека от животного могут быть указаны: наличие сознания; способность к абстрактному мышлению; словесная речь; способность к
деятельности; умение изготавливать орудия труда с помощью раннее сделанных средств и др.
13. Назовите четыре вида познания.
Ответ:
Могут быть названы следующие виды познания: обыденное, научное, философское, религиозное, мифологическое, художественное, социальное
|