Задание С5 по теме «Человек и общество»

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «институт общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальных институтов, другое содержащие характеристику социального института.
2. Перечислите любые три черты, характеризующие общество как открытую динамическую систему.
3. Назовите три исторических типа общества.
4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение с информацией об обществе в узком смысле, и одно предложение об обществе как о динамической системе.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах цивилизаций, и одно предложение, раскрывающее особенности цивилизаций.
6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об ответственности личности, и одно предложение, раскрывающее его социальные черты.
7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах мировоззрений, и одно предложение, раскрывающее особенности формирования мировоззрений.
8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее сущность процесса познания, и одно предложение, раскрывающее особенности процесса познания.
9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «культура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее признаки культуры, и одно предложение, содержащее информацию о видах культуры.
10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее особенности социализации, и одно предложение, содержащее информацию об агентах социализации.
11. Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности.
12. Назовите три отличия человека от животного.
13. Назовите четыре вида познания.

Задание С5 по теме «Человек и общество»: ответы.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «институт общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальных институтов, другое содержащие характеристику социального института.

Ответ:
Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты действующие в духовной области. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья.
Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельностии конкретными функциями. Институты общества — сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. И др.

2. Перечислите любые три черты, характеризующие общество как открытую динамическую систему.

Ответ:
Могут быть указаны такие черты, как
— связь общества с природой,
— наличие подсистем и других структурных единиц (сфер общества, общественных институтов),
— взаимосвязь частей и элементов общественной структуры,
— постоянные изменения в жизни общества.

3. Назовите три исторических типа общества.

Ответ:
Могут быть названы исторические типы общества:
- традиционное (аграрное);
- индустриальное;
- постиндустриальное (информационное).

4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение с информацией об обществе в узком смысле, и одно предложение об обществе как о динамической системе.

Ответ:
1) Смысл понятия, например: «совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически».
Может быть дано другое, близкое по значению определение;
2) предложение с информацией об обществе в узком смысле, опирающейся на знания курса, например:
— «Обществом может быть названа исторически конкретная форма социальных отношений, например, феодальное общество»;
—Обществом в сравнительно узком значении этого слова может быть названо объединение людей в связи с их общими интересами (например, общество любителей книги»).
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об обществе.
3) предложение с информацией об обществе как динамической системе, опирающейся на знания курса, например:
— «Способность человека ставить цели и выбирать сред­ства их достижения делает социальные системы более под­вижными, изменчивыми, чем природные»;
—Основные функции социальной системы: адаптация, целедостижение, поддержание образца, интеграция.
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об обществе.

5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах цивилизаций, и одно предложение, раскрывающее особенности цивилизаций.

Ответ:
Понятие «цивилизация» используется в нескольких значениях:
— как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством;
— как синоним культуры;
— как уровень (ступень) развития того или иного региона, отдельного этноса;
— как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка.
Примеры предложений: В современных условиях известны такие основные цивилизации, какзападная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская. Каждая цивилизация базируется на ценностях культуры, которые она выражает, развивает и воплощает в процессе жизненногоцикла. Цивилизация является глубинной и длительной социальной общностью с точки зрения своей истории. Цивилизация не сводится лишь только к одному параметру развития общества, а включает другиекомпоненты, что обусловливает ее неповторимость и уникальность. И др.

6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об ответственности личности, и одно предложение, раскрывающее его социальные черты.

Ответ:
Личность — это человеческий индивид каксубъект общественных отношений и сознательной деятельности; личность — это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.
Примеры предложений: Личность — это человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Личностью является человек, который проявляет активную жизненную позицию, несет ответственность за свой выбор, свою деятельность. И др.

7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах мировоззрений, и одно предложение, раскрывающее особенности формирования мировоззрений.

Ответ:
Мировоззрение — система представлений об отношении между человеком и окружающим его миром.
Примеры предложений: Мировоззрение может быть оптимистическим или пессимистическим. Мировоззрение всегда связано с убеждением. Мировоззрение может формироваться стихийно или осознанно. В обществе одновременно существуют различные мировоззренческие системы. И др.

8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее сущность процесса познания, и одно предложение, раскрывающее особенности процесса познания.

Ответ:
Познание — это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т. е. обусловленный прежде всегопрактикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Примеры предложений: Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.
Познание представляет собой основной способ бытия,существования сознания. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Знанияявляются продуктом познания и др.

9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «культура»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее признаки культуры, и одно предложение, содержащее информацию о видах культуры.

Ответ:
В качестве признаков культуры как явления общественной жизни могут быть названы: культура есть существенная характеристика жизни общества; культура есть характеристика человека как социального существа, она отлична от природы, не обусловлена биологически, формируется в процессе приобщения к общественным ценностям, нормам, традициям, навыкам деятельности; культура есть совокупность всех форм преобразовательной деятельности человека и общества; культура есть результат преобразовательной деятельности человека и общества; культура есть мера человеческого в человеке и др. Культура может быть материальная и духовная.

10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее особенности социализации, и одно предложение, содержащее информацию об агентах социализации.

Ответ:
Социализация — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Примеры предложений: Процесс социализации продолжается всю жизнь. Осуществляется социализация посредством образования и воздействия внешней среды. Социализация делает возможным существование общества, поскольку передает его культуру, ценности, традиции от поколения к поколению. Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». И др.

11. Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности.

Ответ:
В качестве причин возникновения глобальных проблем современности могут быть названы: совершенствование и развитие производительных сил, т. е. результат развития материальной культуры общества; результат социального прогресса и др.

12. Назовите три отличия человека от животного.

Ответ:
В качестве отличий человека от животного могут быть указаны: наличие сознания; способность к абстрактному мышлению; словесная речь; способность к деятельности; умение изготавливать орудия труда с помощью раннее сделанных средств и др.

13. Назовите четыре вида познания.

Ответ:
Могут быть названы следующие виды познания: обыденное, научное, философское, религиозное, мифологическое, художественное, социальное