темы курсовых работ по обществознанию

Учебная дисциплина: Обществознание

Автор: Плотникова Инесса Павловна, учитель истории и обществознания, ГБОУ гимназия № 192 Калининского района Санкт-Петербурга «Брюсовская гимназия».

Класс: 11 класс

ТЕМА: Гражданское право.

Цель : Систематизировать знания учащихся об отраслях российского права на примере гражданского.

Задачи:

1. Обучающие: Расширить представления учащихся о сущности гражданского права.

2. Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучаемых, критическому осмыслению актуальной правовой информации, поступающей из разных источников.

3. Воспитательные: продолжить формирование правовой культуры учеников.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

II. Повторение:

  1. Дайте определение гражданского правоотношения. Каковы элементы гражданских правоотношений?
  2. Кто может быть субъектом гражданских правоотношений? Что является объектом?
  3. Объясните, что такое гражданская правоспособность и гражданская дееспособность.
  4. Как возникает правоспособность и дееспособность юридических лиц?
  5. Что является содержанием гражданского правоотношения?

Карточка 1.

Иванов в 16-летнем возрасте устроился работать в банк курьером. За год работы он заработал некоторую сумму денег, достаточную для покупки велосипеда. Однако когда он пришел в магазин выбрать велосипед и приобрести , ему было отказано в совершении данной покупки без присутствия родителей. Иванов стал доказывать, что деньги заработал он сам и поэтому имеет право ими распоряжаться.

Имеет ли право Иванов распоряжаться деньгами самостоятельно? Обоснуйте ответ.

( в соответствии с ГК РФ может самостоятельно распоряжаться своим заработком с 14 до 18 лет)

Карточка 2.

Рассмотрите ситуацию и определите: а) субъектов правоотношений; б) объекты правоотношения; в) содержание правоотношений.

Отец подарил дочери на ее совершеннолетие акции строительной компании.

III. Новая тема: (Слайд 1)

В зависимости от того, что становится объектом правоотношения, у гражданина возникают определенные имущественные и личные неимущественные права.

1. Имущественные отношения. (Слайд 2)

Имуще­ственные отношения складываются по поводу материаль­ных благ и ценностей. Они затрагивают прежде всего отношения собственности, но также и отношения по поводу продажи, обмена, аренды, дарения и т. д. Они бывают: между гражданами; между организациями и гражданами; между организациями.

Работа со словарем: (Слайд 3)

Право собственности – это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения в связи с принадлежностью государству, юридическим и физическим лицам материальных благ.

Задание: в книжном магазине вы приобрели пособие для подготовки к ЕГЭ по математике.

Что это значит? (Мы стали собственниками данного пособия)

У собственника возникают права и обязанности.

Ст. 209 ГК РФ (Слайд 4)

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Вопрос: Что обозначает право владения, право пользование, право распоряжаться свои имуществом?

(Слайд 5) Бабушка подарила внуку квартиру. Внук сдал квартиру в аренду своим друзьям. Какое правомочие внука как собственника иллюстрирует этот пример?

(Слайд 6) К. выписал доверенность на право вождения автомобиля своему сыну. Сын ездит на автомобиле только по выходным дням. Какое правомочие К. как собственника иллюстрирует этот пример в первую очередь?

Чаще всего объектом имущественных гражданских правоотношений становятся вещи.

Однако статья 129 Гражданского кодекса РФ указывает, что не всякая вещь может быть предметом гражданско-правовых сделок.

Вопрос: Как вы думаете, какие вещи не могут быть предметом гражданско-правовых сделок?

(Слайд 7) Объекты гражданских имущественных правоотношений

Ø Делимые и неделимые

Ø Движимые и недвижимые

Ø Деньги

Ø Ценные бумаги

(Слайд 8 ) задание: работа с текстом ст. 133 ГК РФ

(слайд 9) Объекты гражданских имущественных правоотношений

(Слайд 10) Задание : Познакомьтесь с содержанием статьи 130 ГК РФ.

(Слайд 11) Задание : Определите, что из перечисленного относится к движимым, а что к недвижимым вещам. Объясните свой выбор.

Мы с вами знаем, что права порождают обязанности.

Вопрос: Какие обязанности есть у собственника? (содержать вещь в надлежащем состоянии)

Задание: Многие называют собственность благом: в своем доме мы можем скрыться от непогоды, от холода, он помогает сохранить имущество от воров, на автомобиле мы можем домчаться из одной точки в другую быстро, без толкотни и шума. Другие называют собственность бременем: автомобиль нужно мыть, ремонтировать, заправлять, платить дорожный налог и т.д.

Так что же такое собственность – благо или тяжелое бремя?

2. Личные неимущественные отношения (Слайд 12)

К личным неимущественным отношениям относятся, например, право авторства, сохранение чести, достоинства и деловой репутации граждан и т. д.

(слайд 13) Задание: решите правовую задачу

• В районной газете был напечатан фельетон, в котором в остросатирической форме изображались корыстные действия гражданина У. в период пребывания последнего на ответственном хозяйственном посту. «Это самый настоящий поклеп»— говорил У. своим друзьям и родственникам.

• Какое право гражданина У. было нарушено?

3. Право на интеллектуальную собственность. (Слайд 14)

А сейчас мы поговорим с вами о праве на интеллектуальную собственность, которое сочетает в себе и имущественные, и неимущественные права. Остановимся на некоторых из них.

Задание: работа с текстом параграфа с.256-257

1. Что включает в себя право на интеллектуальную собственность?

2. В чем заключается авторское право и патентное право: выделите общие черты и отличия?

3. Если вы написали стихи об автомобиле, о каком виде интеллектуальной собственности пойдет речь? А если усовершенствовали двигатель автомобиля?

4. Наследование.

Вопрос: Какие пути получения права собственности вы знаете? (купить, сделать самому, получить в дар, получить в наследство и.т.д.)

(сказка «Кот в сапогах»)
(Слайд 15) – Иллюстрация к сказке
Чтение учителем отрывка:
За морями, за долами
Жил-был мельник с сыновьями.
Жизнь прошла. К исходу дней
Он собрал всех сыновей
И сказал им на прощанье:
Вот моё вам завещанье.
Старший сын теперь и впредь
Будет мельницей владеть.
Средний сын - ослом с хвостом,
Ну, а младший сын - котом.
Младший братец затужил:
- Ну, отец... Ну, удружил..

Вопрос: О каком пути приобретения имущества идет речь в этой сказке?

Именно о наследовании у нас пойдет с вами дальше разговор.

Работа со словарем: (Слайд 16)

Наследование — приобретение имущества, оставшегося после смерти другого лица (наследодателя). (Слайд 17) Существуют два вида наследования:

  1. по завещанию
  2. по закону.

По закону РФ наследуют ближайшие родственники умершего, обычно в том случае, если он не оставил завещание; по завещанию имущество может получить кто угодно — не только физические лица, но также частные организации и само государство. Вступить в права наследования по законодательству РФ нужно в течение 6 месяцев после открытия наследства.

В действующем законодательстве установлено несколько очередей наследников по закону:

1. Наследники первой очереди (дети, родители, супруги)

2. Наследники второй очереди (сестры, братья, дедушки, бабушки)

3. Наследники других очередей.

Задание: работа с документом, с. 260-261., задания 2,3,4.

(слайд 18) Задание: решите правовую задачу

«После смерти Цвелева в нотариальную контору за оформлением наследственных прав обратились: его жена, дети Ольга и Александр, родители, брат-пенсионер, инвалид 3-й группы, проживавший совместно с наследодателем. Кроме того, в нотариальную контору обратился сын наследодателя Николай от первого брака. Его мать (первая жена Цвелева) в период несовершеннолетия Николая вступила в новый брак.
Кто из указанных лиц имеет право наследования имущества умершего?»

Закрепление:

1. Какие права регулирует гражданское право?

(слайд 19) 2. Бернард Шоу как-то написал: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи». О каких правах идет речь, если посмотреть на данную ситуацию с позиции гражданского права?

Рефлексия: Что нового узнали на уроке?

Какие из этих знаний пригодятся вам в жизни?

(слайд 20) Домашнее задание: § 22, с. 253-258.

Приложение

Рабочий лист

Задание I:
1. Познакомьтесь с содержанием статьи 133 ГК РФ.
2. Объясните, какие вещи относятся к неделимым.
3. Предположите, какие вещи относятся к делимым.
4. Приведите примеры делимых и неделимых вещей.

Статья 133. Неделимые вещи
1. Вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

Задание II:
1. Познакомьтесь с содержанием статьи 130 ГК РФ.
Статья 130. Недвижимые и движимые вещи
1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

2. Определите, что из перечисленного относится к движимым, а что к недвижимым вещам. Объясните свой выбор.
1. Здание завода
2. Акции ОАО «Газпром»
3. Парк
4. Картина
5. Велосипед
6. Российский модуль «Звезда» международной космической станции

Задание III: Право на интеллектуальную собственность.
Задание: работа с текстом параграфа с.256-257
1. Что включает в себя право на интеллектуальную собственность?
2. В чем заключается авторское право и патентное право: выделите общие черты и отличия?
3. Если вы написали стихи об автомобиле, о каком виде интеллектуальной собственности пойдет речь? А если усовершенствовали двигатель автомобиля?

Задание IV: работа с документом, с. 260-261., задания 2,3,4.


Задание V: решите правовую задачу
«После смерти Цвелева в нотариальную контору за оформлением наследственных прав обратились: его жена, дети Ольга и Александр, родители, брат-пенсионер, инвалид 3-й группы, проживавший совместно с наследодателем. Кроме того, в нотариальную контору обратился сын наследодателя Николай от первого брака. Его мать (первая жена Цвелева) в период несовершеннолетия Николая вступила в новый брак.
Кто из указанных лиц имеет право наследования имущества умершего?»