Требования к курсовой работе по истории и обществознанию
Требования к курсовой работе.
Написание
курсовой работы – вторая ступень научно-исследовательской работы, которая
требует навыков, полученных при написании реферата. В ней должно содержаться,
наряду с выделением цели и задач, описание объекта, предмета, а также гипотезы
исследования. То есть курсовая работа по своей структуре и форме уже
соответствует классической схеме научно-исследовательской работы.
1. Содержание курсовой работы
В
отличие от реферата, курсовая работа предусматривает описание объекта и
предмета исследования, а также формулирование одной или более гипотез. В целом
курсовая работа имеет следующую структуру.
Название формулируется аналогично тому, как это делается для реферата. Тему
курсовой работы следует выбирать такую, которая вызывает у вас научный интерес. Оглавление содержит перечень основных частей работы с
указанием номеров страниц. Введениепосвящено описанию актуальности, объекта, предмета,
целей, гипотез, задач исследования.
Если актуальность в работе над рефератом могла носить только теоретический
характер, то здесь, возможно, у нее появятся и практические аспекты:
актуальность может быть продиктована, например, необходимостью прояснить
малоизученные стороны проблемы, разработать психологические рекомендации,
адаптировать методику и т.д.
Различают также теоретическую и практическую значимость исследования. Например,
можно указать, что полученные результаты вносят вклад в представления о
закономерностях выбора профессии подростками и будут полезны в работе школьного
психолога при изучении проблемы профессионального самоопределения.
В качестве объекта исследования
обычно выступает фрагмент психологической реальности, на который направлен ваш
исследовательский интерес. Это может быть молодежная субкультура, игровая
деятельность детей, управленческая деятельность, психологический климат малой
группы и т.д. Предмет исследования — это элемент или аспект объекта, который
вы изучаете. Например, в качестве предмета исследования может выступать влияние
подростковой субкультуры на агрессивность школьников, конфликтные отношения в
игровой деятельности детей, психологическая компетентность руководителя,
особенности психологического климата в группах разного уровня развития. Иными
словами, предметом исследования могут быть психологические особенности,
процессы, виды поведения, характеристики явлений, взаимосвязи и взаимовлияния
между ними и т.д. Цель исследования может заключаться в описании
психологического феномена, выявлении различных взаимосвязей и их характера,
изучении возрастной динамики психических процессов, создании классификации,
методики и т.д.
В курсовой работе желательно сформулировать задачи исследования.
Они помогают структурировать исследование. Их не следует путать с этапами
выполнения (анализ литературы, проведение эксперимента, обработка и
интерпретация эмпирических данных, формулирование выводов) курсовой работы.
Задачи должны показывать, для чего вы делаете тот или иной шаг и как это
способствует достижению общей цели работы. Гипотеза формулируется как логически обоснованное
предположение о существовании и характере связи между явлениями, о причинах,
динамике развития и закономерностях протекания процессов. Гипотеза не может
быть очевидным утверждением. Она должна содержать некоторые научные
предположения об изучаемом явлении и быть краткой, конкретной, проверяемой, и
не содержать оценочных суждений. Например, в качестве гипотезы может выступать
предположение о повышении агрессивности подростка под влиянием ценностей
субкультуры несовершеннолетних правонарушителей; о наличии возрастной динамики
в предъявлении причин конфликтного взаимодействия в игровой деятельности детей;
о том, что психологическая компетентность руководителя — необходимое условие
повышения его статуса; о закономерностях повышения уровня благополучия взаимоотношений
в группе в процессе ее развития. Результаты и их обсуждение — это описание полученных данных с
необходимыми итоговыми (обобщающими) таблицами, графиками и диаграммами, а
также интерпретация этих данных. Процесс интерпретации — это наполнение смыслами
числовых данных, с точки зрения теории, в контексте поставленной цели
исследования. Если исследование содержит объемный первичный материал, а также
таблицы промежуточных вычислений, они помещаются в «Приложение» в конце
курсовой работы. Выводы содержат обобщение выполненной работы, отражают связь
ее результатов с теоретическими положениями и результатами аналогичных
исследований. Из выводов должно быть ясно, что цель вашей исследовательской
работы достигнута, гипотеза подтверждена (или опровергнута – что вполне
допустимо в экспериментальной работе). Пункты выводов должны примерно
соответствовать задачам исследования. Заключение — это общая оценка проделанной работы. Здесь можно
наметить пути и цели развития вашего исследования. Если ваша работа, кроме теоретического
значения, имеет серьезный практический выход, в заключении могут быть изложены
практические рекомендации. В случае, когда они имеют развернутый и структурный
характер, рекомендации могут быть представлены в виде самостоятельного раздела
курсовой работы. Библиография. Список использованной литературы составляют по
тому же принципу, что и в реферате, но, как правило, в курсовой работе он имеет
большее количество наименований.
2. Оформление курсовой работы
Если
преподаватель не предъявил индивидуальных требований, то объем курсовой работы
обычно составляет около 1 печатного листа (15-20 страницы печатного текста.
Формат бумаги А4, кегль 14, межстрочный интервал 1,5. Поля: слева - 3см, справа
-1см, сверху –2,5 см, снизу - 2см.).
Текст печатается с абзацами. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного
текста сверху и снизу пробелом в три интервала.
Первый лист курсовой работы — титульный.
3. Критерии оценки курсовой работы
При
оценке курсовой работы учитываются:
- точность определения объекта, предмета и цели исследования;
- адекватность гипотезы целям и задачам исследования;
- умение подобрать научную литературу для теоретического анализа;
- логичность и самостоятельность теоретического анализа;
- полнота и логичность раскрытия темы;
- владение методами исследования и
обработки его результатов;
- уровень интерпретации результатов исследования;
- адекватность выводов, сформулированным: цели, задачам и гипотезе
исследования;
- правильность оформления работы.
Существует
два вида оформления библиографических ссылок.
Оформление
сносок внизу страницы (постраничные). В этом случае библиографические сведения о
цитируемом источнике располагают на той же станице, что и цитату. В конце
цитаты ставят цифру, которая обозначает порядковый номер сноски на данной
странице (или порядковый номер сноски в работе в случае сквозной
нумерации).
Внизу страницы, после укороченной горизонтальной
линии, этот номер повторяется, и за ним следуют библиографические сведения об
источнике. Зачастую требуется, также указание номера цитируемой страницы.
Для оформления сноски используется более мелкий размер
шрифта, чем в тексте работы.
Оформление
сносок в конце работы (концевые). Сразу после цитаты в квадратных (иногда
круглых) скобках указывают порядковый номер цитируемого источника по
списку литературы и, если это требуется, номер цитируемой страницы.
В конце работыоформляют список литературы, в котором под соответствующим номером дают полные
библиографические сведения об источнике.
Пример оформления ссылки:
«Текст цитаты» [1.25]. (т.е. источник
указанный в списке литературы под номером 1, 25-я страница этого источника)