Требования к курсовой работе по истории и обществознанию

Требования к курсовой работе.

Написание курсовой работы – вторая ступень научно-исследовательской работы, которая требует навыков, полученных при написании реферата. В ней должно содержаться, наряду с выделением цели и задач, описание объекта, предмета, а также гипотезы исследования. То есть курсовая работа по своей структуре и форме уже соответствует классической схеме научно-исследовательской работы.

1. Содержание курсовой работы

В отличие от реферата, курсовая работа предусматривает описание объекта и предмета исследования, а также формулирование одной или более гипотез. В целом курсовая работа имеет следующую структуру.
Название формулируется аналогично тому, как это делается для реферата. Тему курсовой работы следует выбирать такую, которая вызывает у вас научный интерес.
Оглавление
содержит перечень основных частей работы с указанием номеров страниц.
Введение посвящено описанию актуальности, объекта, предмета, целей, гипотез, задач исследования.
Если актуальность в работе над рефератом могла носить только теоретический характер, то здесь, возможно, у нее появятся и практические аспекты: актуальность может быть продиктована, например, необходимостью прояснить малоизученные стороны проблемы, разработать психологические рекомендации, адаптировать методику и т.д.
Различают также теоретическую и практическую значимость исследования. Например, можно указать, что полученные результаты вносят вклад в представления о закономерностях выбора профессии подростками и будут полезны в работе школьного психолога при изучении проблемы профессионального самоопределения.
В качестве объекта исследования обычно выступает фрагмент психологической реальности, на который направлен ваш исследовательский интерес. Это может быть молодежная субкультура, игровая деятельность детей, управленческая деятельность, психологический климат малой группы и т.д.
Предмет исследования — это элемент или аспект объекта, который вы изучаете. Например, в качестве предмета исследования может выступать влияние подростковой субкультуры на агрессивность школьников, конфликтные отношения в игровой деятельности детей, психологическая компетентность руководителя, особенности психологического климата в группах разного уровня развития. Иными словами, предметом исследования могут быть психологические особенности, процессы, виды поведения, характеристики явлений, взаимосвязи и взаимовлияния между ними и т.д.
Цель исследования может заключаться в описании психологического феномена, выявлении различных взаимосвязей и их характера, изучении возрастной динамики психических процессов, создании классификации, методики и т.д.
В курсовой работе желательно сформулировать задачи исследования. Они помогают структурировать исследование. Их не следует путать с этапами выполнения (анализ литературы, проведение эксперимента, обработка и интерпретация эмпирических данных, формулирование выводов) курсовой работы. Задачи должны показывать, для чего вы  делаете тот или иной шаг и как это способствует достижению общей цели работы.
Гипотеза формулируется как логически обоснованное предположение о существовании и характере связи между явлениями, о причинах, динамике развития и закономерностях протекания процессов. Гипотеза не может быть очевидным утверждением. Она должна содержать некоторые научные предположения об изучаемом явлении и быть краткой, конкретной, проверяемой, и не содержать оценочных суждений. Например, в качестве гипотезы может выступать предположение о повышении агрессивности подростка под влиянием ценностей субкультуры несовершеннолетних правонарушителей; о наличии возрастной динамики в предъявлении причин конфликтного взаимодействия в игровой деятельности детей; о том, что психологическая компетентность руководителя — необходимое условие повышения его статуса; о закономерностях повышения уровня благополучия взаимоотношений в группе в процессе ее развития.
Результаты и их обсуждение — это описание полученных данных с необходимыми итоговыми (обобщающими) таблицами, графиками и диаграммами, а также интерпретация этих данных. Процесс интерпретации — это наполнение смыслами числовых данных, с точки зрения теории, в контексте поставленной цели исследования. Если исследование содержит объемный первичный материал, а также таблицы промежуточных вычислений, они помещаются в «Приложение» в конце курсовой работы.
Выводы содержат обобщение выполненной работы, отражают связь ее результатов с теоретическими положениями и результатами аналогичных исследований. Из выводов должно быть ясно, что цель вашей исследовательской работы достигнута, гипотеза подтверждена (или опровергнута – что вполне допустимо в экспериментальной работе). Пункты выводов должны примерно соответствовать задачам исследования.
Заключение — это общая оценка проделанной работы. Здесь можно наметить пути и цели развития вашего исследования. Если ваша работа, кроме теоретического значения, имеет серьезный практический выход, в заключении могут быть изложены практические рекомендации. В случае, когда они имеют развернутый и структурный характер, рекомендации могут быть представлены в виде самостоятельного раздела курсовой работы.
Библиография. Список использованной литературы составляют по тому же принципу, что и в реферате, но, как правило, в курсовой работе он имеет большее количество наименований.

2. Оформление курсовой работы

Если преподаватель не предъявил индивидуальных требований, то объем курсовой работы обычно составляет около 1 печатного листа (15-20 страницы печатного текста. Формат бумаги А4, кегль 14, межстрочный интервал 1,5. Поля: слева - 3см, справа -1см, сверху –2,5 см, снизу - 2см.).
Текст печатается с абзацами. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в три интервала.
Первый лист курсовой работы — титульный.

3. Критерии оценки курсовой работы

При оценке курсовой работы учитываются:
- точность определения объекта, предмета и цели исследования;
- адекватность гипотезы целям и задачам исследования;
- умение подобрать научную литературу для теоретического анализа;
- логичность и самостоятельность теоретического анализа;
- полнота и логичность раскрытия темы;
- владение методами  исследования и обработки его результатов;
- уровень интерпретации результатов исследования;
- адекватность выводов, сформулированным: цели, задачам и гипотезе исследования;
- правильность оформления работы.

Существует два вида оформления библиографических ссылок.

  • Оформление сносок внизу страницы (постраничные). В этом случае библиографические сведения о цитируемом источнике располагают на той же станице, что и цитату. В конце цитаты ставят цифру, которая обозначает порядковый номер сноски на данной странице (или порядковый номер сноски в работе в случае сквозной нумерации).

Внизу страницы, после укороченной горизонтальной линии, этот номер повторяется, и за ним следуют библиографические сведения об источнике. Зачастую требуется, также указание  номера цитируемой страницы.

Для оформления сноски используется более мелкий размер шрифта, чем в тексте работы.

Пример оформления сноски:

«Текст цитаты в тексте работы.»1

__________________________________________

1Иванов И.И. Теоретические основы.-М.:, 2000.-С.25.

При повторном цитировании того же источника на той же странице вместо полных сведений об источнике указывают: «Там же. И номер цитируемой страницы»

Пример оформления сноски:

«Текст цитаты в тексте работы.»1

«Текст цитаты в тексте работы.»2

__________________________________________

1Иванов И.И. Теоретические основы.-М.:, 2000.-С.25.

2Там же. - С.25.

  • Оформление сносок в конце работы (концевые). Сразу после цитаты в квадратных (иногда круглых)  скобках указывают порядковый номер цитируемого источника по списку литературы и, если это требуется,  номер цитируемой страницы.

В конце работы оформляют список литературы, в котором под соответствующим номером дают полные библиографические сведения об источнике.

Пример оформления ссылки:

«Текст цитаты» [1.25].  (т.е. источник указанный в списке литературы под номером 1, 25-я страница этого источника)