Содержание рабочей программы
№ п/п |
Название темы |
Необходимое количество часов для ее изучения |
Основные изучаемые вопросы темы
|
1.
| Введение.
Как работать с учебником.
| 1
|
Предмет обществознание: круг знаний, принципы, закономерности.
Что изучает курс «Обществознание».
Структура, особенности содержания методического аппарата учебника. |
2.
| Человек
родился.
| 1
|
Жизнь – великое чудо.
Зачем человек рождается.
Возрастные периоды жизни человека.
Что человек наследует от своих
родителей.
Внимание к старым людям.
|
3. |
Человек
— личность. |
1 |
Человек – существо социальное.
Что такое личность.
Индивидуальность.
Индивид.
|
4. |
Особый
возраст: отрочество. |
1 |
Легко ли быть подростком?
Отрочество – пора мечтаний.
Самостоятельность – показатель
взрослости.
Пользу или вред приносит
самостоятельность?
|
5. |
Познай
самого себя. |
2 |
Познание мира и себя.
Что такое самопознание.
На что ты способен.
Учимся узнавать и оценивать себя.
|
6. |
Человек
и его деятельность. |
1 |
Труд. Трудовой кодекс РФ. Право на
труд.
«Птицу узнают по полету, а человека по
работе».
«Пчела мала, да и та работает».
Жизнь человека многогранна.
|
7. |
Что
человек чувствует, о чем размышляет. |
1 |
Понятия: чувства, размышления,
потребности.Какие бывают потребности.
«Не место красит человека…»
Мир мыслей и чувств человека
|
8. |
Повторительно-обобщающий
урок «Человек»
|
1 |
Учимся общаться.
Учимся быть терпимыми.
Учимся творчеству.
Мир мыслей и чувств человека.
Деятельность человека.
Мы создаем мир своими мыслями,
чувствами, эмоциями.
|
9. |
Семья
— ячейка общества. |
2 |
Семья – ячейка общества.
Зачем люди создают семьи.
Семья и государство.
Если семья не выполняет своих
обязанностей.
Какие бывают семьи.
|
10. |
Семейное
хозяйство. |
1 |
Семейные заботы.
Как правильно вести хозяйство.
Семейный бюджет.
Каким должен быть хозяин дома.
Почему важной характеристикой семьи
является совместный труд и ведение хозяйства.
|
11. |
Делу
время, потехе час. |
1 |
Делу – время, потехе – час.
Что такое свободное время.
Движение полезное и бесполезное.
Домашний мастер.
Что такое хобби.
Свободное время и телевизор.
|
12. |
Повторительно-обобщающий
урок «Семья» |
1 |
Учимся быть рачительными хозяевами.
Учимся помогать семье.
Мы – семья, а это значит…
|
13. |
Профессия
— ученик. |
2 |
Профессия – ученик.
Школьное образование.
Чему учит школа.
Учись учиться.
Как учились в прежние века.
|
14. |
Одноклассники,
сверстники, друзья. |
1 |
Одноклассники, сверстники, друзья.
Ты и другие ребята.
Как не обидеть словом.
Конфликты в классном коллективе и пути
их преодоления.
|
15. |
Повторительно-обобщающий
урок «Школа» |
1 |
Учимся жить дружно в классе.
Классный коллектив.
Коллективный досуг и взаимопомощь.
|
16. |
Труд
— основа жизни. |
1 |
Труд – основа жизни.
Каким бывает труд.
Что создается трудом.
Как оценивается труд.
Богатство и бедность.
Богатство обязывает.
Благотворительность и меценатство.
|
17. |
Труд
и творчество. |
1 |
Труд и творчество.
Кого можно назвать мастером.
Мастер и ремесленник.
Творчество в искусстве.
Красота труда.
|
18. |
На
пути к жизненному успеху. |
1 |
Слагаемые жизненного успеха.
Привычка к труду помогает успеху.
Выбор профессии.
Поддержка близких – залог успеха.
Выбор жизненного пути.
|
19. |
Повторительно-обобщающий
урок «Труд» |
1 |
Учимся трудится и уважать труд.
Учимся творчеству.
|
20. |
Что
значит быть патриотом. |
2 |
Наша родина – Россия, Российская
Федерация.
Русский язык – государственный.
Что значит быть патриотом.
За что мы любим свою Родину.
|
21. |
Символика
России. |
2 |
Символика России.
Герб России в прошлом и теперь.
Российский флаг.
Гимн.
История создания гимна.
|
22. |
Гражданин — Отечества достойный сын. |
1 |
Гражданин — Отечества достойный сын.
Конституция РФ.
Кого называют гражданином.
Права граждан России.
Обязанности РФ.
|
23. |
Мы — многонациональный народ.
|
1 |
Мы — многонациональный народ.
Народы России – одна семья.
Многонациональная культура России.
Что такое национальность.
|
24. |
Повторительно-обобщающий урок «Родина»
|
1 |
Учимся быть достойными гражданами.
Учимся уважать людей любой
национальности.
Правила толерантного отношения к людям.
|
25. |
Человек славен добрыми делами.
|
1 |
Человек славен добрыми делами.
Что такое доброта.
Доброе – значит хорошее.
«Золотое правило нравственности» -
главное правило хорошего человека.
Что такое зло?
Что порождает?
|
26. |
Будь смелым.
|
1 |
Что такое страх.
Смелость и отвага.
Нужна ли смелость в борьбе со злом?
Имей смелость сказать злу «нет»
|
27. |
Что такое человечность.
|
1 |
Гуманизм – уважение и любовь к людям.
Внимание к старикам, способы его
проявления.
Система нравственных и социальных
установок.
|
28. |
Повторительно-обобщающий урок
«Добродетели»
|
1 |
Учимся делать добро.
Что называем добродетелью.
«Чтобы почувствовать себя человеком,
нужно начинать с человечности» (Л.С. Сухомлинский)
|
29. |
Итоговое повторение «Человек и
общество»
|
2 |
Нравственность и человечность.
Проявления человечности в повседневной
жизни.
Уверенность в собственных силах.
Полезный для общества человек.
|
Календарно-тематическое планирование по обществознанию
(6 класс) на 2013 – 2014 учебный год
№ п/п |
Тема урока |
Тип урока |
Требования к уровню подготовки |
Виды деятель
ности |
Формы контроля |
Практичес-
кие, лабора-
торные работы |
Обору-
дование
Нагляд-
ность
|
Дата прове-
дения
План/Факт.
|
1.
| Вводный урок
| Изучение нового материала
| Знать: значение, использование термина «обществознание»; иметь представление о связи обществознания с другими науками.
Уметь: объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы
| Работа с учебником, групповая работа, творческое задание
| Устный опрос
|
|
|
|
2.
| Человек родился
| Изучение нового материала
| Знать: отличия человека от животного.
Уметь: давать определение понятий, высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы.
| Беседа, работа со схемой «Отличие человека от животного», работа с таблицей, работа с текстом учебника
| Устный опрос
|
| Таблица
Презента- ция
|
|
3.
| Человек - личность
| Комбиниро- ванный
| Знать: какие качества характеризуют личность.
Уметь: доказать, что человек существо не только биологическое, но и социальное
| Беседа, проблемное задание, работа с текстом учебника
| Опрос
|
| Презента- ция
|
|
4.
| Особый возраст - отрочество
| Комбиниро- ванный
| Знать: какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других периодов.
Уметь: объяснять, может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.
| Работа с текстом учебника, творческие задания, беседа, игра «Девочки и мальчики», игра «Чьи это слова».
| Устный опрос
Проверка домашнего задания по карточкам
|
| Презента- ция
|
|
5-6.
| Познай самого себя
| Комбиниро- ванный
| Знать: влияет ли самооценка на поведение человека
Уметь: объяснять, нужно ли сравнивать себя с самим собой и другими; каждый ли из нас талантлив и как это узнать.
| Беседа, работа с заданиями учебника, творческое задание
| Устный опрос
Задания по учебнику
| Практикум:
работа с историческим источником
| Презента- ция
|
|
7.
| Человек и его дея- тельность
| Комбиниро- ванный
| Знать: определение понятий: труд, деятельность; какие виды деятельности называют основными и почему.
Уметь: объяснять значение слова «деятельность»; высказывать свое мнение, работать с текстом учебника
| Творческие задания, ситуативное задание, работа с заданиями учебника
| Фронтальный опрос
|
| Презента- ция
|
|
8.
| Что человек чувствует, о чем размышляет
| Комбиниро- ванный
| Знать: что такое потребности, мышление и какие потребности бывают у человека
Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
| Эвристическая беседа, творческие задания, логические игры, работа с заданиями учебника
| Устный опрос
Решение познаватель- ных задач
| Практикум:
работа с историческим источником
| Презента- ция
|
|
9.
| Человек
| Повторение и обобщение
| Знать: основные положения раздела
Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное
| Беседа, выполнение заданий
| Опрос, письменные задания
|
|
|
|
10-11.
| Семья – общества
Комбиниро- ванный
| Знать: семья как частичка общества, первый социальный институт. В котором происходит основная часть жизни человека
Уметь: характеризовать отношения в семье; определять виды семей; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные
| Эвристическая беседа, творческие задания, работа со схемой «Особенности семьи», работа с заданиями учебника
| Беседа
Устный опрос
Письменные задания
|
| Презента- ция
|
| |
12.
| Семейное хозяйство
| Комбиниро- ванный
| Знать: кого считают рачительным хозяином, каковы источники экономии в домашнем хозяйстве, что должен знать и уметь рачительный хозяин.
Уметь: характеризовать статьи семейного бюджета; объяснять правила ведения домашнего хозяйства; выполнять творческие задания по изученной теме
| Проблемные задания, работа с заданиями учебника, работа с документом, творческое задание
| Проверка домашнего задания по карточкам
|
| Презента- ция
|
|
13.
| Делу время, потехе час
| Комбиниро- ванный
| Знать: какое время можно назвать свободным; какие движения губительны для организма, а какие – полезны и ценны для развития и совершенствования человека; что досуговая деятельность – это сфера самовоспитания и самоопределения.
Уметь: аргументировано доказывать, что свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности
| Беседа, работа с текстом учебника, работа с заданиями учебника, творческие задания
| Фронтальный опрос
| Практикум:
работа с историческим источником
| Презента- ция
|
|
14.
| Семья
| Повторение и обобщение
| Знать: основные положения раздела.
Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
| Групповая работа, работа в парах, индивидуальные задания
| Устный опрос
Письменные задания
Словарный диктант
|
|
|
|
15-16.
| Профессия - ученик
| Комбиниро- ванный
| Знать: как учились в прежние времена, основные обязанности ученика.
Уметь: рассуждать о проблемах современного образования, о правах и обязанностях ученика
| Работа со схемой «Система школьного образования», работа с текстом учебника, работа с заданиями учебника, творческое задание, Эвристическая беседа
| Устный опрос
|
| Презента- ция
Закон об образо- вании
|
|
17.
| Одноклас- сники, сверст ники, друзья
| Комбиниро- ванный
| Уметь: объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы
| Эвристическая беседа, работа с текстом учебника. Упражнение – игра «Доброе слово».
| Устный опрос
|
| Презента- ция
|
|
18.
| Школа
| Повторение и обобщение
| Знать: основные положения раздела
Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
| Работа с творческими заданиями
| Устный опрос
Письменные задания
Словарный диктант
|
|
|
|
19.
| Труд – осно- ва жизни
| Комбиниро- ванный
| Знать: каким бывает труд человека; какие правила помогают успешно трудиться; почему труд по-разному оценивается; кто такие меценаты
Уметь: объяснять, чем богатый человек отличается от бедного, в чем заключается благотворительность; анализировать собственную трудовую деятельность
| Творческие задания, работа с пословицами, работа с документом, проблемное задание, работа с памяткой «Учимся трудиться и уважать труд»
| Беседа
| Практикум:
работа с историческим источником
| Работа со статья- ми Трудового кодекса
|
|
20.
| Труд и творчество
| Комбиниро- ванный
| Знать: какие два значения имеет слово «ремесленник»; как связаны по смыслу и происхождению слова «творчество», «творить», «творец», «творение».
Уметь: объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определить различие в творениях мастера и ремесленника
| Беседа, творческие задания
| Устный опрос
Письменные задания
|
| Презента- ция
|
|
21.
| На пути к жизненному успеху
| Эвристи- ческая беседа
| Знать: что сопутствует успеху в жизни, как добиться успеха в чем-либо.
Уметь: объяснять, в чем человек видит свое счастье, можно ли в работе видеть смысл жизни; анализировать, делать выводы
| Проблемные вопросы, творческие задания
| Устный опрос
| Презента- ция
|
|
|
22.
| Труд
| Повторение и обобщение
| Знать: основные положения раздела
Уметь: давать определение понятий; анализировать, делать вводы, отвечать на вопросы; выполнять творческие задания
| Работа с творческими заданиями
| Устный опрос
Письменные задания
Словарный диктант
|
|
|
|
23-24.
| Что значит быть патриотом
| Комбиниро- ванный
| Знать: что такое федерация и субъект Российской Федерации; почему русский язык является государственным в Российской Федерации.
Уметь: объяснять значение слова «патриот»; ориентироваться в общественной обстановке; проявлять социальную ответственность за свои мысли и поступки
| Работа над проектами
| Устный опрос
| Практикум:
работа с историческим источником
| Презента- ция
|
|
25-26.
| Символика России
| Урок изучения нового материала
| Знать: что означают цвета российского государственного флага; в каких случаях принято исполнять Государственный гимн России
Уметь: осуществлять поиск информации из различных источников; различать в информации факты и мнения; выполнять творческие задания
| Творческие задания
| Опрос, письменные задания, творческое задание
|
| Презента- ция
|
|
27.
| Гражданин – Отечества достойный сын
| Комбиниро- ванный
| Знать: что означает слово «гражданин»; каковы права гражданина, дающие ему возможность участвовать в управлении делами государства.
Уметь: объяснять, какого человека можно считать достойным гражданином своей страны; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения; выполнять творческие задания
| Эвристическая беседа, творческие задания
| Опрос, письменные задания, творческое задание
|
| Презента- ция
|
|
28.
| Мы – многонациo- нальный народ
| Комбиниро- ванный урок
| Знать: что Российская Федерация является многонациональной страной и этот факт закреплен в Конституции РФ
Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное; использовать ранее изученный материал для выполнения творческого задания
| Эвристическая беседа, работа с текстом параграфа, творческое задание
| Опрос. Письменные задания. Творческое задание
|
| Презента- ция
|
|
29.
| Родина
| Повторение и обобщение
| Знать: основные положения раздела
Уметь: определять общие правила толерантного отношения к окружающим; проявлять уважение к культуре и традициям разных народов; работать с текстом учебника, выделять главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
| Работа с творческими заданиями
| Проверочная работа
|
|
|
|
30.
| Человек славен добрыми делами
| Эвристи- ческая беседа
| Знать: основные правила нравственного поведения в обществе
Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное; использовать ранее изученный материал для реализации творческих заданий; объяснять, в чем состоит доброе дело. Добрый поступок, каких людей на свете больше: добрых или злых; обосновать свое мнение
| Беседа, работа с текстом учебника, групповая работа
| Опрос, письменные задания, творческое задание
| Практикум:
работа с историческим источником
|
|
|
31.
| Будь смелым
| Комбиниро- ванный урок
| Знать: основные понятия по теме: страх, риск, смелость, отвага, зло, храбрость
Уметь: анализировать поведение окружающих в ситуациях с проявлением риска, страха, смелости; делать выводы, объяснять, может быть оправданным страх, всегда ли уместна смелость, какую роль она играет в жизни человека, всегда ли риск – благородное дело
| Творческие задания, беседа, игра «Скульптор и глина»
| Опрос, письменные задания, творческое задание
|
| Презента- ция
|
|
32.
| Что такое человеч- ность
| Эвристи- ческая беседа
| Знать: что такое гуманизм, человечность
Уметь: сформулировать свое определение гуманизма; объяснить, почему необходимо заботится о слабых
| Беседа, творческие задания, проблемное задание
| Опрос
|
|
|
|
33.
| Добродете- ли
| Повторение и обобщение
| Знать: в чем состоит добродетель, что нужно для совершения добрых дел
Уметь: рассуждать о необходимости проявления сочувствия к людям, оказания помощи нуждающимся, благотворительности; объяснить смысл высказывания: «Во всем и всегда проявляя человечность, мы на века сохраним память о своем облике» (Г. Александров); выполнять творческие задания
| Групповая работа
| Творческие задания, опрос
|
|
|
|
34-35.
| Человек и общество
| Обобщение и система- тизация знаний
| Знать: основные положения курса
Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; использовать приобретенные знания для решения познавательных задач и творческих заданий
| Групповая работа «Смотр знаний», Итоговая конференция
| Опрос. Письменные задания. Творческое задание.
|
|
|
|
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
по обществознанию к концу 6 класса
В результате изучения обществознания ученик должен
знать /понимать:
- Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- Сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
Уметь:
- Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающей типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные учебники); различать в социальной информации факты и мнения;
- Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.);
Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни:
- Для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- Общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- Нравственной и правовой оценки конкретных поступков и людей;
- Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- Первичного анализа и использования социальной информации.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
учащихся 6 класса по обществознанию
ОТМЕТКА «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
ОТМЕТКА «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка; или ответ неполный, несвязный. Учащийся воспроизводит и понимает основное содержание параграфа, темы; отвечает на вопросы: кто это? что это?; описывает, пересказывает материал; формулирует теории, объясняет понятия, работает с источниками; выполняет практические упражнения.
ОТМЕТКА «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены две – три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Учащийся умеет обобщать, распознавать, применять; отвечает на вопросы: почему? зачем? как? в чём суть? Выполняет задания, содержащие возможность приведения примеров, составление опорных конспектов.
ОТМЕТКА «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определённой логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный, учащийся умеет самостоятельно работать, критически мыслит, изучаемому учебному материалу.
Ресурсное обеспечение программы
Используемый учебно-методический комплект
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
- Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений ( Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
- Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. Лазебникова А. Ю. Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание»: 6 класс— М., 2010.
- Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ (Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2009.
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС начального общего образования по курсу «Обществознание».
Методические пособия для учителя:
1. Боголюбов Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе/Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лабезникова. – М.: Дрофа, 2008
2. Лабезникова А.Ю. Современное школьное обществознание: метод. Пособие для учителя с дидакт. Материалами/А.Ю. Лабезникова. – М.: Школа-пресс, 2000
3. Поурочные планы по обществознанию. 6 класс: методическое пособие/авт.-сост. Е.Н.Сорокина – М.: Глобус, 2007.
4. Обществознание: человек, природа, общение. 6 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др./авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2009.
Дополнительная литература для учителя:
1. Гражданский кодекс РФ
2. Кодекс об административных правонарушениях
3. Конституция РФ
4. Семейный кодекс РФ
5. Трудовой кодекс РФ
6. Александрова И.Ю. Обществознание. Интенсивный курс/И.Ю. Александрова. В.В. Владимирова, Л.Ш. Лозовский. – М.: Айрис-Пресс, 2010
7. Бекешев К.А. Обществознание: учеб. пособие/ К.А. Бекешев. – М.: Проспект, 2010
8. Тюляева Т.И. Обществознание: настольная книга учителя/ Т.И. Тюляева. – М.: Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Домащек Е.В. Школьный справочник по обществознанию/Е.В. Домашек. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010
2. Сазонова Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах/ Г.Г. Сазонова. – М.: Виктория Плюс, 2007.
Ресурсы internet:
http: // www/gov.ru/
http: // mon. gov.ru/
http: // www/ ed.gov.ru/
http: // fipi.ru/
http: // mediasput.ru/
Учебно-методическое обеспечение
- Информационно-коммуникативные средства
1. презентации по курсу обществознания 6 класса.
2. Учебное электронное издание. Обществознание. Практикум. 2006
- Технические средства обучения
1. Ноутбук
2. Мультимедийный проектор
3. Интерактивная доска
|