Содержание рабочей программы


№ п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы

1. Введение. Как работать с учебником. 1 Предмет обществознание: круг знаний,  принципы, закономерности.
Что изучает курс «Обществознание».
Структура, особенности содержания  методического аппарата учебника.
2. Человек родился. 1 Жизнь – великое чудо.
Зачем человек рождается.
Возрастные периоды жизни человека.
Что человек наследует от своих родителей.
Внимание к старым людям.
3. Человек — личность. 1 Человек – существо социальное.
Что такое личность.
Индивидуальность.
Индивид.
4. Особый возраст: отрочество. 1 Легко ли быть подростком?
Отрочество – пора мечтаний.
Самостоятельность – показатель взрослости.
Пользу или вред приносит самостоятельность?
5. Познай самого себя. 2 Познание мира и себя.
Что такое самопознание.
На что ты способен.
Учимся узнавать и оценивать себя.
6. Человек и его деятельность. 1 Труд. Трудовой кодекс РФ. Право на труд.
«Птицу узнают по полету, а человека по работе».
«Пчела мала, да и та работает».
Жизнь человека многогранна.
7. Что человек чувствует, о чем размышляет. 1 Понятия: чувства, размышления, потребности.Какие бывают потребности.
«Не место красит человека…»
Мир мыслей и чувств человека
8. Повторительно-обобщающий урок «Человек» 1 Учимся общаться.
Учимся быть терпимыми.
Учимся творчеству.
Мир мыслей и чувств человека.
Деятельность человека.
Мы создаем мир своими мыслями, чувствами, эмоциями.
9. Семья — ячейка общества. 2 Семья – ячейка общества.
Зачем люди создают семьи.
Семья и государство.
Если семья не выполняет своих обязанностей.
Какие бывают семьи.
10. Семейное хозяйство. 1 Семейные заботы.
Как правильно вести хозяйство.
Семейный бюджет.
Каким должен быть хозяин дома.
Почему важной характеристикой семьи является совместный труд и ведение хозяйства.
11. Делу время, потехе час. 1 Делу – время, потехе – час.
Что такое свободное время.
Движение полезное и бесполезное.
Домашний мастер.
Что такое хобби.
Свободное время и телевизор.
12. Повторительно-обобщающий урок «Семья» 1 Учимся быть рачительными хозяевами.
Учимся помогать семье.
Мы – семья, а это значит…
13. Профессия — ученик. 2 Профессия – ученик.
Школьное образование.
Чему учит школа.
Учись учиться.
Как учились в прежние века.
14. Одноклассники, сверстники, друзья. 1 Одноклассники, сверстники, друзья.
Ты и другие ребята.
Как не обидеть словом.
Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления.
15. Повторительно-обобщающий урок «Школа» 1 Учимся жить дружно в классе.
Классный коллектив.
Коллективный досуг и взаимопомощь.
16. Труд — основа жизни. 1 Труд – основа жизни.
Каким бывает труд.
Что создается трудом.
Как оценивается труд.
Богатство и бедность.
Богатство обязывает.
Благотворительность и меценатство.
17. Труд и творчество. 1 Труд и творчество.
Кого можно назвать мастером.
Мастер и ремесленник.
Творчество в искусстве.
Красота труда.
18. На пути к жизненному успеху. 1 Слагаемые жизненного успеха.
Привычка к труду помогает успеху.
Выбор профессии.
Поддержка близких – залог успеха.
Выбор жизненного пути.
19. Повторительно-обобщающий урок «Труд» 1 Учимся трудится и уважать труд.
Учимся творчеству.
20. Что значит быть патриотом. 2 Наша родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный.
Что значит быть патриотом.
За что мы любим свою Родину.
21. Символика России. 2 Символика России.
Герб России в прошлом и теперь.
Российский флаг.
Гимн.
История создания гимна.
22. Гражданин — Отечества достойный сын. 1 Гражданин — Отечества достойный сын.
Конституция РФ.
Кого называют гражданином.
Права граждан России.
Обязанности РФ.
23. Мы — многонациональный народ. 1 Мы — многонациональный народ.
Народы России – одна семья.
Многонациональная культура России.
Что такое национальность.
24. Повторительно-обобщающий урок «Родина» 1 Учимся быть достойными гражданами.
Учимся уважать людей любой национальности.
Правила толерантного отношения к людям.
25. Человек славен добрыми делами. 1 Человек славен добрыми делами.
Что такое доброта.
Доброе – значит хорошее.
«Золотое правило нравственности» -
главное правило хорошего человека.
Что такое зло?
Что порождает?
26. Будь смелым. 1 Что такое страх.
Смелость и отвага.
Нужна ли смелость в борьбе со злом?
Имей смелость сказать злу «нет»
27. Что такое человечность. 1 Гуманизм – уважение и любовь к людям.
Внимание к старикам, способы его проявления.
Система нравственных и социальных установок.
28. Повторительно-обобщающий урок «Добродетели» 1 Учимся делать добро.
Что называем добродетелью.
«Чтобы почувствовать себя человеком,
нужно начинать с человечности»
(Л.С. Сухомлинский)
29. Итоговое повторение «Человек и общество» 2 Нравственность и человечность.
Проявления человечности в повседневной жизни.
Уверенность в собственных силах.
Полезный для общества человек.




Календарно-тематическое планирование по обществознанию
(6 класс) на 2013 – 2014 учебный год

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки

Виды деятель ности

Формы контроля

Практичес-
кие, лабора-
торные работы

Обору-
дование Нагляд-
ность

Дата прове-
дения

План/Факт.

1. Вводный
урок
Изучение
нового
материала
Знать: значение, использование термина «обществознание»; иметь представление о связи обществознания с другими науками.
Уметь: объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы
Работа с учебником, групповая работа, творческое задание Устный
опрос
     
2. Человек
родился
Изучение
нового
материала
Знать: отличия человека от животного.
Уметь: давать определение понятий, высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы.
Беседа, работа со схемой «Отличие человека от животного», работа с таблицей, работа с текстом учебника Устный опрос   Таблица
Презента-
ция
 
3. Человек -
личность
Комбиниро-
ванный
Знать: какие качества характеризуют личность.
Уметь: доказать, что человек существо не только биологическое, но и социальное
Беседа, проблемное задание, работа с текстом учебника Опрос   Презента-
ция
 
4. Особый
возраст -
отрочество
Комбиниро-
ванный
Знать: какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других периодов.
Уметь: объяснять, может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.
Работа с текстом учебника, творческие задания, беседа, игра «Девочки и мальчики», игра «Чьи это слова». Устный опрос Проверка домашнего задания по карточкам   Презента-
ция
 
5-6. Познай
самого
себя
Комбиниро-
ванный
Знать: влияет ли самооценка на поведение человека Уметь: объяснять, нужно ли сравнивать себя с самим собой и другими; каждый ли из нас талантлив и как это узнать. Беседа, работа с заданиями учебника, творческое задание Устный опрос Задания по учебнику Практикум: работа с историческим источником Презента-
ция
 
7. Человек
и его дея-
тельность
Комбиниро-
ванный
Знать: определение понятий: труд, деятельность; какие виды деятельности называют основными и почему. Уметь: объяснять значение слова «деятельность»; высказывать свое мнение, работать с текстом учебника Творческие задания, ситуативное задание, работа с заданиями учебника Фронтальный опрос   Презента-
ция
 
8. Что человек чувствует,
о чем
размышляет
Комбиниро-
ванный
Знать: что такое потребности, мышление и какие потребности бывают у человека Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Эвристическая беседа, творческие задания, логические игры, работа с заданиями учебника Устный опрос Решение познаватель-
ных задач
Практикум: работа с историческим источником Презента-
ция
 
9. Человек Повторение
и
обобщение
Знать: основные положения раздела
Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное
Беседа, выполнение заданий Опрос, письменные задания      
10-11. Семья – общества Комбиниро-
ванный
Знать: семья как частичка общества, первый социальный институт. В котором происходит основная часть жизни человека
Уметь: характеризовать отношения в семье; определять виды семей; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные
Эвристическая беседа, творческие задания, работа со схемой «Особенности семьи», работа с заданиями учебника Беседа Устный опрос Письменные задания   Презента-
ция
 
12. Семейное хозяйство Комбиниро-
ванный
Знать: кого считают рачительным хозяином, каковы источники экономии в домашнем хозяйстве, что должен знать и уметь рачительный хозяин.
Уметь: характеризовать статьи семейного бюджета; объяснять правила ведения домашнего хозяйства; выполнять творческие задания по изученной теме
Проблемные задания, работа с заданиями учебника, работа с документом, творческое задание Проверка домашнего задания по карточкам   Презента-
ция
 
13. Делу время,
потехе час
Комбиниро-
ванный
Знать: какое время можно назвать свободным; какие движения губительны для организма, а какие – полезны и ценны для развития и совершенствования человека; что досуговая деятельность – это сфера самовоспитания и самоопределения. Уметь: аргументировано доказывать, что свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности Беседа, работа с текстом учебника, работа с заданиями учебника, творческие задания Фронтальный опрос Практикум: работа с историческим источником Презента-
ция
 
14. Семья Повторение
и
обобщение
Знать: основные положения раздела.
Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Групповая работа, работа в парах, индивидуальные задания Устный опрос Письменные задания Словарный диктант      
15-16. Профессия -
ученик
Комбиниро-
ванный
Знать: как учились в прежние времена, основные обязанности ученика.
Уметь: рассуждать о проблемах современного образования, о правах и обязанностях ученика
Работа со схемой «Система школьного образования», работа с текстом учебника, работа с заданиями учебника, творческое задание, Эвристическая беседа Устный опрос   Презента-
ция Закон
об образо-
вании
 
17. Одноклас-
сники, сверст
ники, друзья
Комбиниро-
ванный
Уметь: объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы Эвристическая беседа, работа с текстом учебника. Упражнение – игра «Доброе слово». Устный опрос   Презента-
ция
 
18. Школа Повторение
и
обобщение
Знать: основные положения раздела Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения Работа с творческими заданиями Устный опрос Письменные задания Словарный диктант      
19. Труд – осно-
ва жизни
Комбиниро-
ванный
Знать: каким бывает труд человека; какие правила помогают успешно трудиться; почему труд по-разному оценивается; кто такие меценаты Уметь: объяснять, чем богатый человек отличается от бедного, в чем заключается благотворительность; анализировать собственную трудовую деятельность Творческие задания, работа с пословицами, работа с документом, проблемное задание, работа с памяткой «Учимся трудиться и уважать труд» Беседа Практикум: работа с историческим источником Работа
со статья-
ми
Трудового
кодекса
 
20. Труд и
творчество
Комбиниро-
ванный
Знать: какие два значения имеет слово «ремесленник»; как связаны по смыслу и происхождению слова «творчество», «творить», «творец», «творение». Уметь: объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определить различие в творениях мастера и ремесленника Беседа, творческие задания Устный опрос Письменные задания   Презента-
ция
 
21. На пути к жизненному
успеху
Эвристи-
ческая
беседа
Знать: что сопутствует успеху в жизни, как добиться успеха в чем-либо.
Уметь: объяснять, в чем человек видит свое счастье, можно ли в работе видеть смысл жизни; анализировать, делать выводы
Проблемные вопросы, творческие задания Устный опрос Презента-
ция
   
22. Труд Повторение
и
обобщение
Знать: основные положения раздела
Уметь: давать определение понятий; анализировать, делать вводы, отвечать на вопросы; выполнять творческие задания
Работа с творческими заданиями Устный опрос Письменные задания Словарный диктант      
23-24. Что значит
быть
патриотом
Комбиниро-
ванный
Знать: что такое федерация и субъект Российской Федерации; почему русский язык является государственным в Российской Федерации. Уметь: объяснять значение слова «патриот»; ориентироваться в общественной обстановке; проявлять социальную ответственность за свои мысли и поступки Работа над проектами Устный опрос Практикум: работа с историческим источником Презента-
ция
 
25-26. Символика
России
Урок
изучения
нового
материала
Знать: что означают цвета российского государственного флага; в каких случаях принято исполнять Государственный гимн России Уметь: осуществлять поиск информации из различных источников; различать в информации факты и мнения; выполнять творческие задания Творческие задания Опрос, письменные задания, творческое задание   Презента-
ция
 
27. Гражданин – Отечества достойный
сын
Комбиниро-
ванный
Знать: что означает слово «гражданин»; каковы права гражданина, дающие ему возможность участвовать в управлении делами государства.
Уметь: объяснять, какого человека можно считать достойным гражданином своей страны; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения; выполнять творческие задания
Эвристическая беседа, творческие задания Опрос, письменные задания, творческое задание   Презента-
ция
 
28. Мы – многонациo-
нальный
народ
Комбиниро-
ванный урок
Знать: что Российская Федерация является многонациональной страной и этот факт закреплен в Конституции РФ
Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное; использовать ранее изученный материал для выполнения творческого задания
Эвристическая беседа, работа с текстом параграфа, творческое задание Опрос. Письменные задания. Творческое задание   Презента-
ция
 
29. Родина Повторение
и
обобщение
Знать: основные положения раздела
Уметь: определять общие правила толерантного отношения к окружающим; проявлять уважение к культуре и традициям разных народов; работать с текстом учебника, выделять главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Работа с творческими заданиями Проверочная работа      
30. Человек
славен
добрыми
делами
Эвристи-
ческая
беседа
Знать: основные правила нравственного поведения в обществе Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное; использовать ранее изученный материал для реализации творческих заданий; объяснять, в чем состоит доброе дело. Добрый поступок, каких людей на свете больше: добрых или злых; обосновать свое мнение Беседа, работа с текстом учебника, групповая работа Опрос, письменные задания, творческое задание Практикум: работа с историческим источником    
31. Будь
смелым
Комбиниро-
ванный урок
Знать: основные понятия по теме: страх, риск, смелость, отвага, зло, храбрость
Уметь: анализировать поведение окружающих в ситуациях с проявлением риска, страха, смелости; делать выводы, объяснять, может быть оправданным страх, всегда ли уместна смелость, какую роль она играет в жизни человека, всегда ли риск – благородное дело
Творческие задания, беседа, игра «Скульптор и глина» Опрос, письменные задания, творческое задание   Презента-
ция
 
32. Что такое человеч-
ность
Эвристи-
ческая
беседа
Знать: что такое гуманизм, человечность
Уметь: сформулировать свое определение гуманизма; объяснить, почему необходимо заботится о слабых
Беседа, творческие задания, проблемное задание Опрос      
33. Добродете-
ли
Повторение
и
обобщение
Знать: в чем состоит добродетель, что нужно для совершения добрых дел
Уметь: рассуждать о необходимости проявления сочувствия к людям, оказания помощи нуждающимся, благотворительности; объяснить смысл высказывания: «Во всем и всегда проявляя человечность, мы на века сохраним память о своем облике» (Г. Александров); выполнять творческие задания
Групповая работа Творческие задания, опрос      
34-35. Человек и общество Обобщение
и система-
тизация
знаний
Знать: основные положения курса
Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; использовать приобретенные знания для решения познавательных задач и творческих заданий
Групповая работа «Смотр знаний», Итоговая конференция Опрос. Письменные задания. Творческое задание.      



Основные требования к уровню знаний и умений учащихся по обществознанию к концу 6 класса


В результате изучения обществознания ученик должен знать /понимать:

  • Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • Сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

    Уметь:

  • Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающей типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные учебники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.);

    Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни:

  • Для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • Общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • Нравственной и правовой оценки конкретных поступков и людей;
  • Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • Первичного анализа и использования социальной информации.



Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся 6 класса по обществознанию

ОТМЕТКА «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
ОТМЕТКА «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка; или ответ неполный, несвязный. Учащийся воспроизводит и понимает основное содержание параграфа, темы; отвечает на вопросы: кто это? что это?; описывает, пересказывает материал; формулирует теории, объясняет понятия, работает с источниками; выполняет практические упражнения.
ОТМЕТКА «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены две – три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Учащийся умеет обобщать, распознавать, применять; отвечает на вопросы: почему? зачем? как? в чём суть? Выполняет задания, содержащие возможность приведения примеров, составление опорных конспектов.
ОТМЕТКА «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определённой логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный, учащийся умеет самостоятельно работать, критически мыслит, изучаемому учебному материалу.



Ресурсное обеспечение программы

Используемый учебно-методический комплект

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:


  • Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений ( Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
  • Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. Лазебникова А. Ю. Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание»: 6 класс— М., 2010.
  • Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ (Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2009.

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС начального общего образования по курсу «Обществознание».


Методические пособия для учителя:

1. Боголюбов Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе/Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лабезникова. – М.: Дрофа, 2008
2. Лабезникова А.Ю. Современное школьное обществознание: метод. Пособие для учителя с дидакт. Материалами/А.Ю. Лабезникова. – М.: Школа-пресс, 2000
3. Поурочные планы по обществознанию. 6 класс: методическое пособие/авт.-сост. Е.Н.Сорокина – М.: Глобус, 2007.
4. Обществознание: человек, природа, общение. 6 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др./авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2009.

Дополнительная литература для учителя:

1. Гражданский кодекс РФ
2. Кодекс об административных правонарушениях
3. Конституция РФ
4. Семейный кодекс РФ
5. Трудовой кодекс РФ
6. Александрова И.Ю. Обществознание. Интенсивный курс/И.Ю. Александрова. В.В. Владимирова, Л.Ш. Лозовский. – М.: Айрис-Пресс, 2010
7. Бекешев К.А. Обществознание: учеб. пособие/ К.А. Бекешев. – М.: Проспект, 2010
8. Тюляева Т.И. Обществознание: настольная книга учителя/ Т.И. Тюляева. – М.: Астрель, 2010.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Домащек Е.В. Школьный справочник по обществознанию/Е.В. Домашек. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010
2. Сазонова Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах/ Г.Г. Сазонова. – М.: Виктория Плюс, 2007.
Ресурсы internet:

    http: // www/gov.ru/
    http: // mon. gov.ru/
    http: // www/ ed.gov.ru/
    http: // fipi.ru/
    http: // mediasput.ru/

    Учебно-методическое обеспечение

  • Информационно-коммуникативные средства
    1. презентации по курсу обществознания 6 класса.
    2. Учебное электронное издание. Обществознание. Практикум. 2006

  • Технические средства обучения
    1. Ноутбук
    2. Мультимедийный проектор
    3. Интерактивная доска

<<< Назад