Ступени развития общества.

1. Аграрное общество:


Основные характеристики
Аграрное общество — это доиндустриальная ступень исторического развития. Оно возникает при переходе от присваивающего хозяйства к производящему. Этот переход в азиатских и европейских обществах занял несколько тысячелетий.
Термины «аграрное» и «традиционное» характеризуют один и тот же этап развития общества, но первый отражает прежде всего его социально-экономическую сторону, а второй — в большей степени политико-духовную.
Главными признаками аграрного (традиционного) общества являются господство натурального хозяйства и сословная иерархия. Его особенности характерны для всех сфер общественной жизни: хозяйственно-эконо-мической, социальной, политической, духовной. Рассмотрим их более подробно.

Экономика

Представьте себе семью крестьянина. Она ведет натуральное хозяйство, производя все необходимое для своего существования, обрабатывая поля с использованием мускульной силы людей и животных, выгоняя скот на пастбище. Ей постоянно надо бороться с природой: засухой, проливными дождями, разливами рек... Все трудности крестьянская семья преодолевает главным образом с помощью общины, коллективного труда. Можете ли вы определить, о ком идет речь? О древних египтянах, или римских илотах, или средневековых французских крестьянах? Скорее всего, нет. У этих народов, живших в различное время и в разном историческом пространстве, есть общее: их экономика, традиционное хозяйство (что производить, как и когда определяет традиция), привычка поколений.

Для хозяйственно-экономической жизни аграрного общества характерно следующее:
• полная зависимость экономики от природно-климатического фактора;
• главный источник энергии — мускульная сила человека или животного;
• основа хозяйства: земледелие и скотоводство;
• семья — важнейшая хозяйственная единица;
• в индустриальном (ремесленном) производстве занято меньшинство;
• господство нерыночного хозяйства, коллективных форм собственности;
• зависимость распределения от положения в социальной иерархии.

Социальные отношения

Главными особенностями аграрного (традиционного) общества в социальной сфере являются:
• преимущественная занятость (2/3 населения) в аграрном секторе;
• исключительное преобладание сельских поселений;
• замкнутость социальных структур;
• принадлежность всех и каждого к коллективу, привязанность к нему, ощущение себя его частью (сельская община, ремесленный цех, купеческая гильдия, монашеский орден, рыцарский орден, церковь, корпорация Торговый слой нищих и т. д.).
В книге «Нации и национализм социолог Э. Геллнер так представил структуру аграрного сообщества: (схема на слайде).
В Западной Европе высшие слои стремятся выделить и заострить свои отличия (установить горизонтальные культурные границы). Общины замкнуты, разделены обычаями, языковыми диалектами и др.

Основой аграрного общества была крестьянская община, которую цементировали клановые связи (происхождение от общего предка, признание друг друга родственниками и пр.). Община строилась на коллективном землепользовании, совместной трудовой деятельности, периодических переделах земли. Человек рождался, женился, умирал в одном окружении, месте. Занятия, семейная профессия, дело воспроизводились, переходя из поколения в поколение. Уход из коллектива был затруднен, даже трагичен. Аграрное общество малодинамично. Положение личности в нем зависело от социального статуса, приближенности к властителю, старшему, «главному».

Конфликты в традиционном обществе гасятся вмешательством старшего (главы семьи, монарха), чей авторитет непререкаем, даже если его личные качества вызывают сомнения. В таком обществе почитают старших, старых, оно держится на обычае, писаных и неписаных нормах. Традиционное общество — закрытое, самодостаточное, не допускающее какого-то влияния извне, оно как бы находится за «железным занавесом» (или «китайской стеной»). Члены «закрытого общества», по словам социолога XX в. К. Поппера, объединены «родством общей жизни, участием в общей жизни, одинаковыми опасностями, общими удовольствиями и бедами».

Политическая организация

Политическая жизнь аграрного общества определялась не законом, а традицией. Преимущественно развивались два вида политических структур:
1) родоплеменные образования, общины; первые города-государства (полисы);
2) традиционные империи.

Власть представлялась большей ценностью, чем закон (власть выше закона), и для нее не нужны никакие обоснования. Ведь она передавалась по наследству, и ее источником считалась Божья воля. Власть принадле-жала одному (фараону, королю) или немногим (в аристократической республике). Характерной особенностью традиционного общества была деспотическая власть, господствовали авторитарные режимы, различные фор-мы единоличной власти (на Востоке — деспотическая власть, на Западе тирания).

Духовная жизнь

Духовную жизнь людей аграрного общества, как и политическую, определяли традиция, обычай. К ее отличительным чертам можно отнести следующие:
• передача устной информации преобладала над письменной (хотя само по себе возникновение в III тысячелетии до н. э. письменности свидетельствовало о новом качестве человеческой культуры); • устоявшийся порядок фиксировался в мифах, преданиях, законах, а не в том, что представлялось отходом от порядка (новости, открытия, сенсации);
• образование было привилегией тонкого слоя элиты («грамота для немногих»);
• наука и производство (ремесленное) развивались автономно друг от друга.
Традиционное сознание

Для человека традиционного общества ценностью является связь поколений, он ощущает необходимость передачи знаний. В основе морали лежит опыт (личный, исторический). Однако общие нормы, правила рассматривались как исходящие не от людей, а от Бога.

Традиционный человек только начал осознавать свое Я, выделяться из коллектива, но еще не противопоставил себя ему. Выход из коллектива (семьи, общины, клана, полиса) представлял для него опасность, делал его изгоем. (Вспомните положение изгоя.) Тех, кто не поддерживал господствующую (государственную) религию (сектантов), часто уничтожали. Веротерпимость, плюрализм мнений не характерны для традиционного общества. Традиционная культура целостна. Она «гасит» то, что может ее разрушить. Формируется психология закрытого общества: Мы сами! Мы самые!

Традиционный человек убедился, что он не всесилен, не равен природе, стал ощущать недостижимость идеала. Отсюда его понимание того, что есть идеал — Бог, что люди грешны, а мир разорван и в человеке заключены и добро, и зло. Отсюда и поиск полутонов, компромисса в общении.
В понимании традиционного человека свет и тьма не противостоят взаимно и не стремятся победить друг друга, они живут «в браке». Так, в китайской традиции идеал, символ целого — гармония инь и янь, вписанные в круг. Но эта гармония тягуча, малоподвижна, развивается по кругу циклично.
Догматы мировых религий трактовали мир как сущее (земное) и должное (небесное, божественное), причем последнее связывалось с понятия; добра, красоты, истины.

Роль традиционализма в развитии общества

Традиционализм как система передачи из поколения в поколение обычаев и правил поведения является фактором стабильности, так как cпособствует неизменности представлений о мире и о себе, устойчивости coциальных структур и отношений. Традиция выступает в качестве «меры» силы, сдерживающей разрушительные потоки, исходящие как от природ так и от человека.
Традиции служат общественным регулятором, механизмом, автоматически поддерживающим режим функционирования общества. В социальной эволюции они выполняют ту же роль, какая в развитии биологического вида возлагается на геном: сохранения однажды найденного пoлoжитeльного феномена. Роль традиции — быть механизмом адаптации к бесконечно меняющейся среде.
На уровне индивида традиционализм диктует восприятие существующих принципов поведения как естественных и единственно возможны принятых раз и навсегда. Тем самым он порождает всеобщий и чаще все незаметный контроль «всех за всем», за всеми сферами деятельности и жизни человека, уничтожая в зародыше появление критики сложившегося порядка и возможности иного восприятия действительности. Поэтому традиционализм ориентирован на сдерживание развития.
Традиции приписывают социальному порядку справедливость, обосновывая его мудростью прошлых поко-лений, формируют восприятие мира как однородного и нерасчлененного целого. Любой элемент бытия, и прежде всего социальный порядок, выступает частью естественного (божественного) миропорядка. Культура также предстает целостным явлением, ни один компонент которого нельзя изъять. Традиционализм освящается религией и закрепляется ритуалом, который и сам может выполнять социальную роль религии.

2. Индустриальное общество:


Индустриальное (модернизированное) общество как этап социального развития
Основы индустриального общества заложены промышленной революцией, начавшейся в Англии (XVIII в.), затем перекинувшейся на Францию, США и далее — в Германию, другие страны Центральной и Северной Европы. Она дала мощный толчок развитию производительных сил, ознаменовав собой переход от ручного производства к машинному, от мануфактуры к фабрике. Символом промышленной революции стала паровая машина.
Индустриальное общество приходит на смену аграрному постепенно: от примитивных набегов и грабежей осуществляется переход к рабовладельческому строю (насильственному присвоению не продуктов чужого труда, а самого работника). Рабовладение, в свою очередь, шаг за шагом преобразовывалось в феодальный способ эксплуатации: сначала в форме барщины, потом — натурального и, наконец, — денежного оброка. По своей траектории развивался и обмен: от случайных актов натурального обмена к систематической купле-продаже при посредстве денег; от торговли излишками избыточного продукта к целенаправленному производству конкретных видов этого продукта специально для продажи (т. е. товарному производству); от кустарного ремесленного производства к мануфактурному, основанному на разделении труда внутри производственного коллектива, и позже к фабрике.
Важнейшими характеристиками индустриального общества Нового времени стали развитые товарно-денежные (рыночные) отношения и машинное производство. Их развитие повлекло за собой изменения политической жизни (демократизация общества) и духовной (формирог ние нового, модернизированного человека).
Черты социально-экономического развития

Экономика


Определяющей чертой развитого индустриального общества XX в. стало массовое, поточное производство, а символом массификации (т. е. массовости во всем) — конвейер. Массификация — это не только масса людей на производстве, но и масса товаров и услуг. Это стремление к огромным масштабам и мощности производства, высоким зданиям, супермаркетам и т. д. Э. Тоффлер указал на следующие основные принципы индустриального общества:
• концентрация — сосредоточение все большего количества среде производства, рабочей силы, выпускаемой продукции на крупных предприятиях, что дает возможность создавать монополистические объединения, организовывать конвейерное производство;
• централизация — слияние капиталов, создание финансово-промыш-ленно-торговых групп;
• синхронизация — согласование темпа трудового процесса, в котором участвуют как машины, так и человек;
• стандартизация — массовое стандартное, машинное производство, стандартизация жизни общества (вкусов людей, стиля жизни и пр.);
• специализация — ограничение человека узкой профессионализацией, которая заставляет работника в условиях конвейерной системы знать и уметь выполнять только конкретную операцию;
• максимализация — стремление выжать из машины, работника максимум возможного.

Любое общество — общество экономическое. Экономика является его базисом, основой.
Экономическую сторону жизни индустриального общества характеризуют такие важнейшие черты, как:
• независимость от природно-климатического фактора;
• установление господства машинного производства (полная замена мускульной энергии неодушевленными источниками);
• трансформация организационных основ производства путем вытеснения из этой сферы семьи (основой служит индустриальное производство — мануфактурное и фабричное — мощные промышленные технологии);
• господство частной собственности, рыночных отношений — труд не коллективный, а частный;
• безраздельное господство рыночных и товарно-денежных отношений.

Социальные отношения

Основой социальных отношений становится частная собственность на капитал. Население перемещается из аграрного сектора в индустриальный. Быстрыми темпами развивается урбанизация.

??? Что такое урбанизация?

Индустриальное общество демонстрирует большую подвижность и открытость социальных структур, их упрощение. Если в аграрном обществе переход из одного социального слоя в другой был редким, даже уникальным, то в Новое время буржуазный слой формируется из выходцев различных групп населения.

Главной целью и ценностью общества становится личность, ради которой и существуют общество, государство.

Положение личности зависит не от близости к «вождю», не от положения на социальной лестнице, а от собственных заслуг (умений, возможностей и т. д.). Человек индустриального общества «холодный профессионал», ориентирующийся На идею целесообразности его труда, а не просто на мнение вышестоящего начальства. Отношения «на работе» носят не личностный, а формальный характер.

Формируется открытое общество для товаров, идей, технологий.

Главным признаком такого общества, по мнению К. Поппера — крупнейшего западного философа и социолога XX в.,— является наличие индивидуумов, принимающих личные решения и стремящихся «подняться по социальной лестнице и занять места других членов».

Особенности политического и духовного развития

Индустриальное общество, автономная личность рождают национальные государства с четко очерченными границами, возникающими на основе единства экономики, языка и культуры (т. е. образования наций), а также колониальные империи. Происходит демократизация политической жизни (предоставление населению всеобщего избирательного права, введение в жизнь общества политических партий и др.).

В недрах индустриального общества политическое развитие нацелено на формирование гражданского общества и правового государства.

Гражданское общество — понятие, обозначающее совокупность отношений (социально-экономических и в сфере культуры), развивающихся относительно независимо, автономно от государственной власти. Члены гражданского общества обладают широким кругом прав и свобод.

Правовое государство — государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

Духовное развитие индустриального общества (модернизированное сознание)

Человек, обладающий модернизированным сознанием, не только осознает себя как Личность, но и способен противостоять коллективу (социальной группе, государству, обществу), высказывать инакомыслие. Члены индустриального общества не рассматривают руководителя, лидера как данность. Они требуют от него доказательств, обоснования лидерства, законности его власти.

Для человека индустриального общества характерно:
• понимание вариативности путей решения той или иной задачи;
• признание возможности осознанного выбора одного из путей решения;
• осознание необходимости:

— соотношения усилий и результата,

— затрат труда и вырученной прибыли,

— усилия и качества.

Модернизированное сознание воспринимает человеческую личность как ценность. Зародившись в недрах древнегреческой цивилизации (вспомним определение философа Протагора: человек — «мера всех вещей»), «персоноцентризм» (т. е. рассмотрение всего через призму человеческой личности) оформился в Новое время. Личность уничтожали, унижали, истязали, но ее принимали в расчет.

Люди индустриальной эпохи становятся более рационалистичными, практичными. Их мысль стремится к анализу, расчленению проблемы на части. Человек Нового времени создает (в XVII в.) науку как систему. Он воспринимает себя, свое общество в историческом времени и пространстве, между прошлым и будущим. Именно в Новое время возникает история как наука, или особый взгляд на мир. Происходит соединение науки и производства.

Личность, Закон, Свобода, Равенство, Справедливость превращаются в идеалы модернизированного человека. Он все больше манипулирует не вещами, а значениями, информацией. Грамотность становится всеобщим достоянием.

Человека индустриального общества с модернизированным сознанием интересуют сенсации. Как отмечал известный литературовед Ю. М. Лотман, «запоминанию подлежат... исключительные события, т. е. единичные или первый раз случившиеся». Это могут быть катастрофы, войны, нечто происшедшее с людьми знаменитыми.

Модернизированное сознание поддерживает идею прогресса. Понимание прогрессивного характера развития общества, культуры является духовной революцией.

Модернизированный человек все больше осознает целостность мира, признает идею прогресса. Формируется психология открытого общества, единства культур и цивилизаций, чувство ответственности за жизнь на Земле.

3. Постиндустриальное общество:

Еще в 1965 г. американский социолог Д. Белл выдвинул гипотезу постиндустриального общества. Он полагал, что в обществе будущего снизится роль индустрии и возрастет влияние сферы услуг. В 1970—80-е гг. на Западе появилось множество различных концепций и соответственно названий постиндустриального общества: супериндустриалъное, технотронное, кибернетическое, информационное и т. д. Но во всех теориях общим было то, что важнейшим фактором возникновения нового общества признавалась техника нового поколения, прежде всего информационная. Поэтому термин информационное общество постепенно вытеснил все остальные.

Символом общества стал компьютер, главным средством — информация, целью — всестороннее развитие индивидуальности человека, основным принципом жизни — демассификация.

Начало информационной революции относят к 1980-м гг., чаще — к их концу. Есть и еще более точные указания. Американский экономист Т. Стюарт пишет: «В 1982 г. на покупку компьютеров и телекоммуника-ционного оборудования американские компании израсходовали 49 млрд долларов. К 1987 г. эта сумма подскочила до 86,2 млрд долларов. И продолжала расти. Если изобразить динамику капитальных затрат в виде графиков, то будет видно, что обе линии пересекаются в 1991 г., когда расходы на приобретение промышленного оборудования составили 107 млрд долларов, а на закупку информационной техники — 112 млрд долларов. Будем считать его первым годом информационного века».

Процесс перехода к информационному обществу сначала затронул только наиболее индустриально развитые страны. Однако и население стран, еще не вступивших в эту стадию общественного развития, также ощущает новые веяния в повседневной жизни, в быту.

В то же время необходимо отметить, что результаты изучения наиболее экономически и социально «продвинутых» стран свидетельствуют о невозможности отнести ни одно из существующих в мире обществ к сложившемуся постиндустриальному обществу.

Экономика

Американский социолог Э. Тоффлер писал о новой цивилизации с высокой технологией, новым образом жизни и своими ценностями. В постиндустриальном обществе информация становится более важным фактором, чем земля, труд, капитал, сырье. Повышается роль индивидуального интеллектуального труда, базирующегося на информатике и супертехнологиях, быстро внедряются инновации. Конечным продуктом производства выступают не миллионы стандартизированных товаров, а индивидуальные продукты по-требления и услуги. Так демассификация проявляется в экономике.

Решающим становится уровень образования. Не массовое производство вещей, а массовое производство знаний характеризует информационное общество. Возрастает роль знаний и обладания ими. Возникает новая экономическая категория — «интеллектуальный капитал». Развиваются высокие и безлюдные технологии, автоматизация, компьютеризация производственных процессов.

Происходит глобализация экономики. Появляются электронные деньги. Информация постепенно превращается в основное средство обмена. Новая экономика информационного общества опирается на широкое использование добровольных союзов людей: профессиональных, этнических, культурных и других групп, сообществ.

Демассификация выражается и в увеличении многообразия. Растет число теле- и радиопрограмм, небольших по объему и тиражам газет и журналов (одновременно отмечается падение тиражей книг, массовых газет и журналов), развиваются электронные средства массовой информации (СМИ). Кроме того, расширяется спектр предлагаемой СМИ продукции, она становится более адресной, учитывает потребности различных слоев насе-ления. Каждый выбирает что-то интересное для себя.

Индивидуальность человека возрастает. Он живет не в массовом, а в индивидуализированном пространстве. Его дом начинен электроникой, телекоммуникационным оборудованием, что обеспечивает связь с внешним миром. Он может выбрать то (одежду, клуб, спорт, газету и т. п.), что подходит именно ему. Меняется и сам человек. Теперь это не узкий специалист, он «многофункционален»: водит машину и ремонтирует ее, в состоянии построить собственный дом, если заболеет, самостоятельно лечится.

Со второй половины XX в. наблюдаются две противоречивые тенденции: растущая глобализация мира (экономических, социальных, культурных процессов) и индивидуализация личностей, наций, государств и т. д. Страны, которые дальше других продвинулись по пути модернизации, становятся все более похожими друг на друга в самых различных сферах жизнедеятельности. При этом этнические и национально-культурные осо-бенности (традиционные черты) в какой-то степени отодвигаются на периферию социальной жизни.

Меняется структура занятости.

Из четырех секторов, охватывающих все виды профессиональной деятельности: 1) аграрный (сельскохозяйственный); 2) индустриальный; 3) сервисный; 4) информационный (управление, образование и др.) — преимущественно растут 3-й и 4-й (сервисный и информационный).

В начале XX в. население Земли составляло приблизительно 1 млрд человек, в конце XX в. — 6 млрд. Вследствие чего такое резкое увеличение? Для традиционного общества характерно рождение 10—12 детей и смерть половины из них. Модернизированное общество с развитым здравоохранением показывает прогресс выживания. При этом сокращается количество детей в семье (не надо рожать «с запасом»). Для модер-низированного общества типична семья с 1—2 детьми.

Почему же в течение XX в. сильно возросло количество населения? Какие общества дают этот скачок? Не традиционные, где велика смертность, и не модернизированные, где низка рождаемость. Дело в том, что в XX в. большинство обществ только вступило в полосу модернизации и находится на промежуточной ступени перехода от традиционного к модернизированному обществу. Происходит следующая трансформация рож-дений и детской смертности.

1-я модель 2-я модель 3-я модель
Традиционное общество Модернизирующееся общество Модернизированное общество
Много рождений и много смертей Много рождений и мало смертей, так как используются прививки, развивается медицина Мало рождений и мало смертей
Население растет медленно Население резко растет Население растет медленно

Население предпочитает жизнь вне перенаселенных и психологических и экологически вредных городов. Внедряется принцип: «ходить на работу не выходя из дома». Общение с работодателями и клиентами осуществляется по компьютерным сетям.

Политика

В политической жизни демассификация проявляется в распаде, уходе с исторической сцены традиционных массовых политических партий и движений и одновременно в росте числа мелких из них, представляющих интересы различных, в том числе самых малых, групп населения, объединенных по профессиональному,

земляческому, этническому и другому (но классовому) принципу. Распространение новейших производственных систем не привело, вопреки опасениям (вспомним антиутопии Дж. Оруэл и О. Хаксли), к укреплению основ тоталитаризма в современном обществе.

Наоборот, резкое увеличение способов индивидуального общения, неконтролируемого восприятия информации поставило под угрозу саму возможность существования тоталитарных режимов. Сейчас диктаторов в мире меньше потому, что они не в состоянии контролировать распространение информации.

В политических кампаниях все чаще используются компьютерные технологии (конференции «он-лайн», голосование с использованием Интерн и пр.).

Наблюдается тенденция к обособлению личности, социальных групп, народов, этносов, государств.

По прогнозам ряда географов, лет через 30 на политической карте мира будет свыше 300 независимых государств. Эксперты уверяют, что Испании отделятся Каталония и Страна Басков, Бельгия распадется Фландрию и Валлонию. В Италии может обособиться богатый и развитый Север, отделясь от бедного и контролируемого мафией Юга. Не исключая распад Великобритании на Англию, Уэльс и Шотландию. Полагают, что Мексика может разделиться на четыре части, Индия потеряет Пенджаб и часть Кашмира, а из Китая выделится Тибет.

Усиливается прозрачность национальных границ, а также возрастает влияние наднациональных объединений типа ООН, НАТО, ОБСЕ и других, т. е. наблюдается тенденция к интегрированию национальных государств в единую социальную суперсистему.

Духовная жизнь

Целью развития информационного общества и его главной ценностью является человек саморазвивающийся. Он шагает вместе со временем, адекватно и быстро реагирует на вызовы жизни.

Человек постоянно занимается саморазвитием. Часто, иногда в течение жизни, меняет профессию, род деятельности. Ему доступна общечеловеческая культура, основным носителем которой становится не книга, а экранные и электронные средства. Новая цивилизация требует и нового человека, не выделяющего себя из окружающего мира, глубоко ощущающего связь с ним.

Экологи призывают человечество разбудить в себе большое экологическое «Я», слиться с природой, жить по порядкам, присущим самой жизни.

Нобелевский лауреат, крупнейший авторитет в области молекулярной биологии Б. Мак-Клинток открыла интерактивную сущность клетки в противоположность прежней теории внешнего контроля. Это открытие основывалось на способности ученого осознать себя частью системы живой клетки. «У меня, — писала она, — действительно было такое ощущение, будто я нахожусь там, внутри, и они (внутренние части хромосомы) — мои друзья».

Глобальные проблемы человечества

Переход от индустриального общества к информационному сопровождается появлением острых проблем, называемых глобальными.

Глобальные проблемы человечества — это проблемы экологии, сохранения мира, сырьевых ресурсов, продовольственная и энергетическая, народонаселения, преодоления отсталости ряда регионов мира, освоения космоса, Мирового океана.

???Предположите, что могло привести к возникновению глобальных проблем человечества.

Особенностями глобальных проблем являются их общемировой (планетарный) характер и создание угрозы выживанию человечества. Они затрагивают все страны, народы, государства, каждого человека, становятся следствием социально-экологического кризиса и угрожают деградацией или даже гибелью самого человечества. Глубина и серьезность современных глобальных проблем требуют неотложных и эффективных совместных действий, коллективных усилий государств, отдельных людей, всего общества. Что ждет мир, народы, вступившие на индустриальную «ступень в новой информационной цивилизации видят и смерть, и спасение человечества. Удастся ли человеку избежать самоуничтожения? Что избавит человечество от гибели? Прогнозы самые разные: и оптимистические, и пессимистические. О. Шпенглер предрекал закат культуры. М. Вебер, А. Швецер, М. Хайдеггер имели противоположную точку зрения. Последний своем труде процитировал строки из «Патмоса» Ф. Гёльдерлина:

Но где опасность, там вырастает и спасительное...

М. Хайдеггер сделал такой вывод: «Чем ближе мы подходим к опасности, тем ярче начинают светиться пути к спасительному. Тем более вопрошающими мы становимся. Ибо вопрошание есть благочестие мысли».

Некоторые исследователи указывают, что мы живем не только на рубеже тысячелетий, но и на границе геологических эпох, и связывают это с катастрофой человечества. В «Каноне затмений» австрийский астроном XIX в. Т. Оппольцер предсказал 19 марта 2007 г. Солнечное затмение в день равноденствия. Он полагал, что этот год станет концом 8000-летнего (с начала неолита) и 10 000-летнего (с начала мезолита) цик-лов. В конце XX — начале XXI в. природные аномалии достигнут кульминации. Временное потепление на Земле сменится похолоданием, вырастет ее радиоактивный фон, изменится фауна планеты.

В 1970—80-е гг. появились концепции экологической катастрофы Земли.

• Российский академик Н. Н. Моисеев выдвинул теорию ядерной зимы: если произойдет обмен ударами СССР и США, биосфера перестанет существовать, а если и сохранится, то человек в ней не сможет выжить.

• В 1970—80-е гг. представители «Римского клуба» (созданной в 1968 г. международной организации ученых, общественных и политических деятелей, привлекшей общественное внимание к глобальным проблемам современного человечества, связанным с научно-техническим развитием) поставили вопрос: что будет, если человечество никак не отреагирует на угрожающие жизни явления, при стихийности развития проблемы, самотеке? Ответ был таков: биосфера разрушится в конце XXI в.

• В середине 1990-х гг. российский ученый В. Горшков (его точку зрения разделяют ученые Н. Н. Моисеев, В. И. Данилов-Даниэльян и др.) сделал вывод, что биосфера вышла из состояния равновесия в начале 1800 г. Нарушен углеродный цикл. Углерод захоронен в море, почве. Конец света? Условием выхода из кризиса ученый считает сокращение численности населения в 10 раз, уменьшение давления на природу. Природа сама восстановит равновесие — ведь любая система стремится к равновесию. Если оно нарушается, есть механизм восстановления: «ремонтные виды» меняют друг друга, пока не восстановятся.

Ученые всего мира озабочены проблемой спасения человеческой цивилизации от масштабного социально-экологического кризиса, порожденного новым информационным обществом; предлагаются различные пути ее решения. Вот лишь некоторые из них.

• Избрать правильную экологическую политику, ограничить бессмысленное потребление ресурсов Земли, особенно в Европе, где почти исчерпаны экологические ресурсы (за исключением Норвегии, Финляндии, Рос-сии, отчасти Швеции).

• Избрать правильную демографическую политику (некоторые предлагают реализовать принцип «одна семья — один ребенок» в тех регионах, где перенаселение близко к рубежному уровню).

• Построить такое хозяйство, которое будет иметь положительный баланс с природой, восстановить биологическую массу, т. е. загрязнять природу меньше, чем она в состоянии переработать.

• Обеспечить стабильное развитие общества, без войн и политического насилия.

• Сформировать новое сознание, основанное на осмыслении реальной угрозы массового уничтожения человечества, понимании ответственности каждого за судьбу планеты.

По мнению большинства современных исследователей, информационное общество (возникающая информационная цивилизация) есть не смерть истории человечества, а рождение нового качества. Оно предусматривает

• тотальное распространение информационной технологии, информатики, телекоммуникаций, вычислительной техники в материальном и нематериальном производстве, в образовании и науке;

• создание и работу разветвленной сети различных банков данных;

• превращение информации в один из важнейших факторов экономического, национального и личностного развития;

• свободное движение информации в обществе и возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса».

Э. Фромм, один из крупнейших философов и социологов XX в., в своих прогнозах указал на три компонента общества будущего: разум, гуманизм, экология. Именно они, по его мнению, спасут человечество.

Наше будущее — не вселенская битва народов за выживание, а поиски оптимальных и рациональных форм производительных сил, моделей их социальной организации, новой духовности человека.