Рабочая программа по истории для 10 класса
Титульный лист
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание рабочей программы
Календарно-тематическое планирование
Требования к уровню подготовки обучающихся
Нормы оценки знаний
Ресурсное обеспечение программы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 192
КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ гимназия № 192
____________ /С.А. Масленникова
«__» августа 2013 г.
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________/Л.И.Самойленко
«__» августа 2013
г.
|
РАССМОТРЕНО
На заседании МО
______________________________
______________________________
Протокол № ________
от _____августа 2013 г.
Руководитель МО
_____________ /И.Л. Полякова
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Всеобщая история и история России»
Класс: 10 класс
2013-2014 учебный год
Ф. И.О. учителя:
Плотникова Инесса Павловна
Категория: высшая
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2013
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу
«Всеобщая история и история России» 10 класс
Нормативная основа программы
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования. История. – М.: Просвещение, 2010 г.
- Примерные программы по учебным предметам. История. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2012
- Образовательная программа ГБОУ гимназия № 192 Калининского района Санкт-Петербурга «Брюсовская гимназия» – 2013
- Учебный план гимназия № 192 Калининского района Санкт-Петербурга «Брюсовская гимназия» – 2013
Для 10 класса (базового уровня) программа составлена из расчета 70 ч на изучение курсов отечественной и всемирной истории. Программа предусматривает
изучение в 10 классе раздельных курсов отечественной и всеобщей истории.
Курс позволяет показать многообразие путей и форм исторического процесса, его неоднолинейность, многоаспективность, противоречивость. Должное внимание
уделяется спорным вопросам исторической науки. При этом акцент сделан на формирование целостных представлений об историческом прошлом человечества. Курс
второго концентра основан на социокультурном подходе к рассмотрению исторического процесса, на выделении наиболее характерных тенденций в развитии
различных народов. В курсе рассматриваются основные блоки: геополитика, социум, экономика и культура. Вводится ознакомление с источниками и
историографией. Делается акцент на проблемном подходе к изучению тем, используя знания, полученные в среднем звене школы. Первостепенное значение
предается человеку и его духовному развитию в историческом процессе.
Цели и задачи обучения по предмету «история» в 10 классе
Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся
культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способностей понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к
окружающей реальности, соотносить свои ёзгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний* об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом
процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизацией и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные
вер-' сии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Методической основой программы курса являются цивилизационный подход в сочетании со стадиальным, теория модернизации и представление о многофакторности
исторического процесса.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом,
обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие
способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих,
ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания
им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия
учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования
собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их
осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков
поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к
наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с
усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки
исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры.
Формы организации учебного процесса:
При определении варианта проведения занятия следует ориентироваться на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:
- школьная лекция;
- семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;
- уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
- работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
- использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;
- объяснение учителя и беседа с учащимися;
- самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
-выполнение заданий в рабочей тетради различного уровня сложности в соответствии с содержанием учебного процесса;
- написание сочинений-эссе;
- заслушивание сообщений, докладов учащихся с последующим обсуждением и др.
Контрольно-измерительные материалы. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы,
тестирование, обобщающие уроки.
В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме
тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а
предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.
Количество учебных часов
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение обществознания в 10 классе составит 70 часов.
1 четверть – 18 часов
2 четверть – 14 час
3 четверть – 20 часов
4 четверть – 18 часов
Межпредметные (метапредметные) связи на уроках обществознания
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В
этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» на этапе среднего (полного) общего образования является необходимость
обеспечить последовательное формирование научного мировоззрения учащихся, понимание ими закономерностей общественного развития и осознанное применение
теоретических знаний к анализу и оценке фактов прошлого и современности. Кроме этого, важно знать основные типы и виды связей, которые в органическом
единстве способствуют обучению, воспитанию и развитию учащихся с учетом современных требований, предъявляемых к преподаванию
истории . Это хронологические связи - ретроспективные (предшествующие), перспективные (предваряющие), сопутствующие (синхронные), а также информационные
связи - фактические, понятийные, теоретические.
Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая
привлечения знаний из других предметов. Следует тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали
урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории .
Можно проследить связь истории и обществознания с другими предметами:
1. История – Русский язык, литература.
При знакомстве с новыми терминами, понятиями обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение). Анализируются исторические документы,
фрагменты из художественных произведений, художественной литературы, и сопоставление их с соответствующими описаниями, характеристиками и оценками в
учебниках истории. Речевая деятельность является основой межпредметных связей русского языка с другими предметами, а развитие речи – это общая
образовательная и воспитательная задача учителей, поскольку обучение на уроках по любому предмету происходит в процессе речевого общения учителя и
обучающихся. На уроках истории и обществознания составляются: сложный план, сравнительная характеристика, эссе. На ЕГЭ по истории и обществознанию
проверяются умения написать эссе, привести аргументы, составить план, подготовить развернутый ответ, изложить мысли по поводу какой-либо проблемы (часть
С).
Важное воздействие на эмоциональную сферу восприятия исторического и обществоведческого материала производит использование литературного материала.
2. История – География.
История современного общества сложна и разнообразна, это разнообразие зависит от особенностей географического положения, природных условий, социальной
структуры региона. Фактически в курсе географии и истории изучаются одни и те же процессы с учетом специфики каждого предмета. Использование потенциала
межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, социально-экономическом
развитии стран на разных этапах развития, закрепляет умение оперировать статистическим, табличным, картографическим материалом. Например, по истории России
в 10 классе изучается вопрос об особенностях становления Российской цивилизации, где учитывается влияние природно-географического фактора (климат,
полноводные многочисленные реки, удаленность от мировых морских и океанских путей, открытость границ, расположение в Европе и Азии и др.). При изучении
войн необходима опора на картографический материал.
3.История – Информатика.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что
позволяет применять учителю и обучающимся в деятельности различные источники информации. Школьники, активно использующие навыки работы с компьютером,
применяют в самостоятельной работе более высокий уровень умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают.
4. История, обществознание – Математика.
Построение и анализ графиков самых разнообразных типов, диаграмм: график спроса и предложения, рост производства, решение заданий, задач по теме
«Экономика», «Избирательный процесс».
5 . История, обществознание – Биология, экология.
С курсом биологии может использоваться межпредметная связь при изучении темы «Основные концепции исторического развития человечества», «Природное и
социальное в человеке», «Глобальные проблемы современности», где затрагиваются экологические проблемы современного мира.
Таким образом, реализация межпредметных связей способствует повышению познавательной деятельности школьников, помогает разносторонне раскрыть содержания
всех учебных предметов в их взаимосвязи.
Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной
деятельности и повседневной жизни.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе на: |
Контрольные работы, проверочные работы |
Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
|
|
Уроки |
Лабораторно-практические работы, уроки развития речи |
|
|
1. |
Тема1. Меняющийся облик мира: опыт осмысления |
1 |
1 |
|
|
|
2. |
Тема 2. Человечество на заре своей истории |
5 |
5 |
|
|
|
3. |
Тема 3. Европа и Азия в Средние века |
6 |
5 |
|
1 |
|
4. |
Тема 4. Новое время: эпоха европейского господства |
12 |
11 |
|
1 |
|
5. |
Тема 5. Русь изначальная |
3 |
3 |
|
|
|
6. |
Тема 6. Расцвет Руси. 11- первая треть 12 вв. |
2 |
2 |
|
|
|
7. |
Тема 7. Политическая раздробленность Руси |
2 |
2 |
|
|
|
8. |
Тема 8. Борьба Руси за независимость в 13 – начале 14 вв. |
3 |
3 |
|
|
|
9. |
Тема 9. Образование Русского централизованного государства |
7 |
7 |
|
|
|
10. |
Тема 10. Смутное время |
3 |
3 |
|
1 |
|
11. |
Тема 11. Новые черты старой России |
5 |
5 |
|
|
|
12. |
Тема 12. Эпоха Петра I |
3 |
3 |
|
|
|
13. |
Тема 13. Россия в эпоху дворцовых переворотов и во второй половине 18 в. |
5 |
5 |
|
|
|
14. |
Тема 14. Россия в первой четверти 19 в. |
4 |
4 |
|
|
|
15. |
Тема 15. Российская империя в годы правления Николая I |
4 |
4 |
|
|
|
16. |
Тема 16. Россия в эпоху преобразований |
5 |
4 |
|
1 |
|
|
Итого: |
70 |
66 |
|
4 |
2 |
|