Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
по обществознанию к концу 9 класса
В результате изучения обществознания ученик должен
знать /понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собран¬ной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
учащихся 9 класса по обществознанию
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию
(9 класс) на 2013 – 2014 учебный год
№ п/п
| Тема урока
| Тип урока
| Требования к уровню подготовки
| Виды деятель
ности
| Формы контроля
| Практи- ческие, лабора-
торные работы
| Обору-
дование
Нагляд-
ность
| Дата прове-
дения
План/ Факт.
|
1. |
Вводный урок |
Комбиниро- ванный урок |
Актуализация необходимых знаний учащихся из курса обществознания в 8 классе, формирование умений анализировать дополнительные источники, самостоятельно делать выводы, работать с учебником |
Работа с учебником, групповая работа, тестовые задания |
Тест |
|
|
|
2. |
Политика и власть
|
Изучение нового материала |
Знать, что такое политика, какую роль играет политика в жизни общества Уметь называть главные особенности политической власти; осуществлять поиск социальной информации в различных источниках |
Анализ ситуаций. Работа с документом. Творческие задания. |
Устный опрос |
|
Презен- тация |
|
3-4. |
Государ- ство |
Комбиниро- ванный |
Знать признаки и формы государства. Уметь называть различные точки зрения причин появления государства; сравнивать конституцию и абсолютную монархию |
Работа с текстом учебника и таблицей «Функции государства». Практическое задание. Игра «Аукцион». Творческое задание. |
Опрос. Письменные задания |
|
Презен- тация |
|
5-6. |
Полити- ческие режимы |
Комбиниро- ванный |
Знать, что означает понятие «политический режим», основные виды политических режимов. Уметь сравнивать тоталитарный и авторитарный режимы; характеризовать развитие демократии в современном обществе |
Творческие задания. Работа с текстом документа. Тестовые задания. |
Опрос. Тест. |
|
Презен- тация |
|
7. |
Правовое государ- ство |
Изучение нового материала |
Знать принципы правового государства. Уметь характеризовать ветви власти; объяснять смысл понятия «право выше власти»; осуществлять поиск социальной информации; работать со схемой |
Составление схемы. Беседа. Работа с текстом Конституции. |
Опрос. Письменные задания. |
|
Презен- тация |
|
8. |
Граждан- ское общество и государ- ство |
Изучение нового материала |
Знать основные признаки гражданского общества. Уметь объяснять различия между государственным управлением и местным самоуправлением; работать с документом по заданному алгоритму |
Работа с текстом Конститу- ции РФ. Беседа. Работа с таблицей «Общественные организации гражданского общества».
|
Опрос. Письменные задания. |
|
Презен- тация |
|
9. |
Участие граждан в политичес- кой жизни. |
Изучение нового материала |
Знать, при каких условиях человек может сознательно участвовать в политической жизни. Уметь оценивать значение принципов конституционного строя; формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы; применять правовые и социально-экономические знания в процессе решения познавательных и практических задач |
Проблемное задание.
Ролевая игра: «Международ- ный лагерь»
|
Опрос. Письменные задания. |
|
Презен- тация |
|
10. |
Политичес- кие партии и движе- ния |
Комбиниро- ванный |
Знать, что такое политические партии и общественные движения.
Уметь анализировать текст, объяснять смыл понятий; объяснять, почему в обществе возникают общественно-политические движения; анализировать роль политических партий и общественных движений в современном мире
|
Деловая игра. |
Опрос. Письменные задания. |
|
Презен- тация. |
|
11. |
Гражда- нин – чело- век, имеющий права |
Обобщение и система- тизация. Проверка знаний и умений. |
Знать основные положения главы «Политика».
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные
|
Тестовые задания. |
Контрольная работа в формате ГИА. |
|
|
|
12. |
Право, его роль в жизни общества и государ- ства |
Изучение нового материала |
Знать основное назначение права в обществе, что закон является нормативным актом высшей юридической силы. Уметь объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «право»; давать сравнительную характеристику позитивного и естественного права |
Прием незакончен- ной фразы. Работа с притчей. |
Опрос. Письменные задания. |
|
Презен- тация |
|
14-15. |
Правона- рушения и юриди- ческая ответствен- ность |
Изучение нового материала. Комбиниро- ванный |
Знать признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности.
Уметь решать практические задачи; определять виды юридической ответственности; работать с документами; на основе ранее изученного материала; решать проблемные задачи
|
Решение правовых задач. Работа со статьями УК РФ. Творческие задания. |
Опрос. Письменные задания. |
|
Презен- тация |
|
16. |
Правоохра- нительные органы. |
Комбиниро- ванный |
Знать, какие органы называются правоохранительными. Уметь определять принцип правосудия; анализировать действия правоохранительных органов; решать проблемные задачи |
Групповая работа. Решение тестовых заданий. |
Опрос. Письменные задания (тест). |
|
Презен- тация |
|
17-18. |
Конститу- ция Российской Федерации. Основы конститу- ционного строя РФ |
Изучение нового материала. Комбиниро- ванный |
Знать, почему конституция является законом высшей юридической силы; принципы правового государства.
Уметь характеризовать исторические этапы развития конституции в России; анализировать основные принципы правового государства; на основе ранее изученного материала решать проблемные задачи
|
Работа с текстом Конституции. Проблемные задания. Работа с текстом документа. Беседа. |
Опрос. Письменные задания. |
|
Презен- тация |
|
19-20. |
Права и свободы человека и гражда- нина |
Изучение нового материала. Комбиниро- ванный |
Знать особенности юридических норм (прав человека). Уметь характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; определять значимость защиты прав человека; работать с документом по заданному алгоритму |
Работа с текстом Всеобщей декларации прав человека. Работа с текстом Конституции. Беседа. |
Опрос. Письменные задания. |
|
Презен- тация |
|
21. |
Право в жизни человека. |
Обобщение и система- тизация знаний. |
Знать, основные понятия главы «Право».
Уметь, анализировать, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; выполнять творческие задания, отражающие типичные ситуации в сфере образования.
|
Решение тестовых заданий. Групповая работа. |
Проверочная работа. |
|
Презен- тация. |
|
22-23. |
Граждан- ские правоот- ношения |
Практикум |
Знать суть гражданского права и особенности гражданских правоотношений.
Уметь объяснять, в чем проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних; характеризовать виды гражданско-правовых договоров; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; приводить примеры поведенческих ситуаций
|
Выполнение творческих заданий.
Моделирова- ние поведен- ческих ситуаций. Практическая работа
|
Опрос |
Практикум «Договор мены» |
Презен- тация |
|
24-25. |
Право на труд. Трудовые правоотноше- ния |
Изучение нового материала. Комбиниро- ванный |
Знать, какие права и обязанности включаются в трудовой договор, в чем значение дисциплины труда. Уметь анализировать документы, делать выводы; характеризовать трудовые правоотношения |
Работа с притчей. Работа со статьями Конституции РФ, Всеобщей Декларации прав челове- ка, ТК РФ. Работа с текстом документа. Решение правовых задач. |
Опрос. |
|
Презен- тация |
|
26. |
Семейные правоотноше- ния |
Комбиниро- ванный |
Знать, каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению, что такое брачный договор; что понимается под родительскими правами; какими правами и обязанностями обладает ребенок; в чем сущность, цели и принципы семейного права; в чем суть личных и имущественных правоотношений супругов.
Уметь анализировать права и обязанности супругов, родителей и детей, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять, нужна ли человеку семья; объяснять, почему семья является приоритетной формой воспитания детей; работать со схемой и правоведческими документами
|
Дискуссия. Тренинг. Правовые задачи. |
Опрос. |
|
Презен- тация |
|
27. |
Администра- тивные правоотно- шения |
Комбиниро- ванный |
Знать, какую сферу общественных отношений регулирует административное право, в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений. Уметь работать с документами; анализировать схему «Административное право»; делать выводы, высказывать собственные суждения |
Работа с документом и схемой. |
Опрос. Письменные задания. |
|
Презен- тация |
|
28-29. |
Уголовно- правовые отношения |
Изучение нового материала. Комбиниро- ванный |
Знать особенности уголовно-правовых отношений. Уметь определять, какие виды наказаний и ответственности несут несовершеннолетние правонарушители; работать с документами; анализировать схемы по теме правовых отношений |
Работа с ситуацией. Работа со схемой «квалификации преступлений». Выполнение творческих заданий. |
Опрос. Письменные задания. |
|
Презен- тация |
|
30. |
Социаль- ные права |
Комбиниро- ванный |
Знать роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей; что означает понятие «социальное государство»; каковы основные направления социальной политики нашего государства; что предусматривает право по охране здоровья; кто имеет право на социальное обеспечение.
Уметь объяснять, почему социальные проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе; анализировать Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах; выполнять творческие задания в рамках изученного материала
|
Работа с текстом Конституции. Творческое задание. Беседа. |
Опрос. |
|
Презен- тация |
|
31. |
Междуна- родно-пра- вовая защита жертв вооружен- ных кон- фликтов |
Изучение нового материала |
Знать, что называют международным гуманитарным правом, кем и когда было принято МГП.
Уметь называть особенности и значение международного гуманитарного права; работать с документами
|
Проблемное задание. Работа с документами. |
Опрос. Письменные задания. |
|
Презен- тация |
|
33. |
Право в жизни человека |
Обобщение и система- тизация знаний |
Знать основные понятия главы «Право».
Уметь анализировать, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; выполнять творческие задания, отражающие типичные ситуации в сфере образования
|
Тестовые задания |
Контрольная работа в формате ГИА |
|
|
|
34. |
Политика и право |
Обобщение и система- тизация знаний |
Знать основные понятия курса «Обществознание. 9 класс».
Уметь находить и анализировать информацию, объяснять значение понятий; работать с документами; характеризовать проблемы «Человек в современном обществе»; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения; применять правовые и социально-экономические знания в процессе решения познавательных и практических задач; приводить примеры практических ситуаций.
|
Проблемные задания. Моделирова- ние ситуаций. |
Опрос. |
|
|
|
Ресурсное обеспечение программы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов,
А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». -М. : Просвещение, 2011.
2. Обществознание. 9 класс : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева - М. : Просвещение, 2010.
Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы Методические пособия для учителя:
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права
в школе. - Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. - М.: Новый учебник, 2004.
Гордеева, В. В. Правовое воспитание: 9-11 классы: разработки организационно-
деятельностных игр / В. В. Гордеева. - Волгоград: Учитель, 2007.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград : Учитель, 2009.
Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. - М.: Экстремум, 2007.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи... : метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражне¬ния для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.
Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - М.: Просвещение, 1996.
Кацубо, С. П. Изучаем право : практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. - М. : Издательство деловой и учебной литературы, 2006.
Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний : 8-9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. - Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. - М.: Новый учебник, 2007.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.
Правовое воспитание школьников : 5-9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. -Волгоград: Учитель, 2006.
Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля : элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. - Волгоград.: Учитель, 2007.
Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгоград: Учитель, 2006. - 123 с.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений :.в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразо-ват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М.: Дрофа, 1997.
Сычев, А. А. Обществознание ; учеб. пособие / А. А. Сычев. - М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
Сиделъникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М. : Гуманит. ИЦВЛАДОС, 1999.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М. : Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е, В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Дыдко, С. Н. Обществознание. 8-11 классы : справ, материалы / С. Н. Дыдко. - М. : ACT : Астрель : ПолиграфИздат, 2010.
Иоффе, А. Н. Обществознание. 9 класс : справ, материалы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. -М.: ACT : Хорвест : Астрель, 2006.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.
Обществознание. 9 класс : тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина. -Волгоград : Учитель, 2008.
Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. - М. : Айрис-Пресс, 2010.
Чернышева, О. А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О. А. Чернышева, Р. В. Пазин. - М. : Легион, 2009.
Учебно-методическое обеспечение
Информационно-коммуникативные средства.
Обществознание. 8-11 кл. Краткий курс. Тренировочные тесты. Терминологический словарь. Ответы на экзаменационные билеты / Н. С. Кочетов [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010.-(В помощь учащимся). - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Обществознание. Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Методики. Материалы к урокам). - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тес¬тов / сост. Н. А. Скобелина. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Сетевой тестовый контроль). - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Обществознание. Курс лекций : учеб. пособие / А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. - М. : Книжный мир, 2010.-1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Обществознание. 9-11 кл. - М. : Новый диск, 2006. - (Экспресс-подготовка к экзамену). -1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Технические средства обучения.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
|