Основные требования к уровню знаний и умений учащихся по обществознанию к концу 9 класса


В результате изучения обществознания ученик должен знать /понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

    уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собран¬ной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.



Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся 9 класса по обществознанию

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.




Календарно-тематическое планирование по обществознанию
(9 класс) на 2013 – 2014 учебный год


№ п/п

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки

Виды деятель ности

Формы контроля

Практи-
ческие,
лабора-
торные
работы

Обору-
дование Нагляд-
ность

Дата
прове-
дения

План/
Факт.

1. Вводный
урок
Комбиниро-
ванный
урок
Актуализация необходимых знаний учащихся из курса обществознания в 8 классе, формирование умений анализировать дополнительные источники, самостоятельно делать выводы, работать с учебником Работа с учебником, групповая работа,
тестовые
задания
Тест      
2. Политика
и власть
Изучение
нового
материала
Знать, что такое политика, какую роль играет политика в жизни общества Уметь называть главные особенности политической власти; осуществлять поиск социальной информации в различных источниках Анализ
ситуаций.
Работа с документом. Творческие задания.
Устный опрос   Презен-
тация
 
3-4. Государ-
ство
Комбиниро-
ванный
Знать признаки и формы государства. Уметь называть различные точки зрения причин появления государства; сравнивать конституцию и абсолютную монархию Работа с
текстом
учебника и таблицей «Функции государства». Практическое задание. Игра «Аукцион». Творческое задание.
Опрос. Письменные задания   Презен-
тация
 
5-6. Полити-
ческие
режимы
Комбиниро-
ванный
Знать, что означает понятие «политический режим», основные виды политических режимов. Уметь сравнивать тоталитарный и авторитарный режимы; характеризовать развитие демократии в современном обществе Творческие задания. Работа
с текстом
документа. Тестовые задания.
Опрос. Тест.   Презен-
тация
 
7. Правовое
государ-
ство
Изучение
нового
материала
Знать принципы правового государства. Уметь характеризовать ветви власти; объяснять смысл понятия «право выше власти»; осуществлять поиск социальной информации; работать со схемой Составление схемы. Беседа. Работа
с текстом
Конституции.
Опрос. Письменные задания.   Презен-
тация
 
8. Граждан-
ское
общество
и государ-
ство
Изучение
нового
материала
Знать основные признаки гражданского общества. Уметь объяснять различия между государственным управлением и местным самоуправлением; работать с документом по заданному алгоритму Работа
с текстом
Конститу-
ции РФ.
Беседа.
Работа с
таблицей
«Общественные
организации
гражданского
общества».
Опрос. Письменные задания.   Презен-
тация
 
9. Участие
граждан в
политичес-
кой жизни.
Изучение
нового
материала
Знать, при каких условиях человек может сознательно участвовать в политической жизни. Уметь оценивать значение принципов конституционного строя; формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы; применять правовые и социально-экономические знания в процессе решения познавательных и практических задач Проблемное задание.
Ролевая игра:
«Международ-
ный лагерь»
Опрос. Письменные задания.   Презен-
тация
 
10. Политичес-
кие партии
и движе-
ния
Комбиниро-
ванный
Знать, что такое политические партии и общественные движения. Уметь анализировать текст, объяснять смыл понятий; объяснять, почему в обществе возникают общественно-политические движения; анализировать роль политических партий и общественных движений в современном мире Деловая игра. Опрос. Письменные задания.   Презен-
тация.
 
11. Гражда-
нин – чело-
век,
имеющий
права
Обобщение
и система-
тизация.
Проверка
знаний и
умений.
Знать основные положения главы «Политика». Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные Тестовые задания. Контрольная работа в формате ГИА.      
12. Право,
его роль
в жизни
общества
и государ-
ства
Изучение
нового
материала
Знать основное назначение права в обществе, что закон является нормативным актом высшей юридической силы. Уметь объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «право»; давать сравнительную характеристику позитивного и естественного права Прием незакончен-
ной фразы.
Работа
с притчей.
Опрос. Письменные задания.   Презен-
тация
 
14-15. Правона-
рушения
и юриди-
ческая
ответствен-
ность
Изучение
нового
материала.
Комбиниро-
ванный
Знать признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности. Уметь решать практические задачи; определять виды юридической ответственности; работать с документами; на основе ранее изученного материала; решать проблемные задачи Решение правовых
задач. Работа со статьями УК
РФ. Творческие задания.
Опрос. Письменные задания.   Презен-
тация
 
16. Правоохра-
нительные
органы.
Комбиниро-
ванный
Знать, какие органы называются правоохранительными. Уметь определять принцип правосудия; анализировать действия правоохранительных органов; решать проблемные задачи Групповая работа.
Решение тестовых заданий.
Опрос. Письменные задания (тест).   Презен-
тация
 
17-18. Конститу-
ция
Российской
Федерации.
Основы
конститу-
ционного
строя РФ
Изучение
нового
материала.
Комбиниро-
ванный
Знать, почему конституция является законом высшей юридической силы; принципы правового государства. Уметь характеризовать исторические этапы развития конституции в России; анализировать основные принципы правового государства; на основе ранее изученного материала решать проблемные задачи Работа с
текстом
Конституции.
Проблемные
задания. Работа с
текстом
документа.
Беседа.
Опрос. Письменные задания.   Презен-
тация
 
19-20. Права и
свободы
человека
и гражда-
нина
Изучение
нового
материала.
Комбиниро-
ванный
Знать особенности юридических норм (прав человека). Уметь характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; определять значимость защиты прав человека; работать с документом по заданному алгоритму Работа с
текстом
Всеобщей
декларации
прав человека. Работа с
текстом
Конституции. Беседа.
Опрос. Письменные задания.   Презен-
тация
 
21. Право в
жизни
человека.
Обобщение
и система-
тизация
знаний.
Знать, основные понятия главы «Право». Уметь, анализировать, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; выполнять творческие задания, отражающие типичные ситуации в сфере образования. Решение тестовых заданий. Групповая работа. Проверочная работа.   Презен-
тация.
 
22-23. Граждан-
ские правоот-
ношения
Практикум Знать суть гражданского права и особенности гражданских правоотношений. Уметь объяснять, в чем проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних; характеризовать виды гражданско-правовых договоров; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; приводить примеры поведенческих ситуаций Выполнение творческих заданий. Моделирова-
ние поведен-
ческих
ситуаций. Практическая работа
Опрос Практикум «Договор мены» Презен-
тация
 
24-25. Право на
труд.
Трудовые
правоотноше-
ния
Изучение
нового
материала.
Комбиниро-
ванный
Знать, какие права и обязанности включаются в трудовой договор, в чем значение дисциплины труда. Уметь анализировать документы, делать выводы; характеризовать трудовые правоотношения Работа с притчей.
Работа со
статьями
Конституции РФ,
Всеобщей
Декларации
прав челове-
ка, ТК РФ.
Работа с
текстом
документа. Решение
правовых
задач.
Опрос.   Презен-
тация
 
26. Семейные
правоотноше-
ния
Комбиниро-
ванный
Знать, каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению, что такое брачный договор; что понимается под родительскими правами; какими правами и обязанностями обладает ребенок; в чем сущность, цели и принципы семейного права; в чем суть личных и имущественных правоотношений супругов. Уметь анализировать права и обязанности супругов, родителей и детей, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять, нужна ли человеку семья; объяснять, почему семья является приоритетной формой воспитания детей; работать со схемой и правоведческими документами Дискуссия. Тренинг. Правовые задачи. Опрос.   Презен-
тация
 
27. Администра-
тивные
правоотно-
шения
Комбиниро-
ванный
Знать, какую сферу общественных отношений регулирует административное право, в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений. Уметь работать с документами; анализировать схему «Административное право»; делать выводы, высказывать собственные суждения Работа с документом
и схемой.
Опрос. Письменные задания.   Презен-
тация
 
28-29. Уголовно-
правовые
отношения
Изучение
нового
материала. Комбиниро-
ванный
Знать особенности уголовно-правовых отношений. Уметь определять, какие виды наказаний и ответственности несут несовершеннолетние правонарушители; работать с документами; анализировать схемы по теме правовых отношений Работа с ситуацией. Работа со
схемой
«квалификации преступлений». Выполнение творческих заданий.
Опрос. Письменные задания.   Презен-
тация
 
30. Социаль-
ные права
Комбиниро-
ванный
Знать роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей; что означает понятие «социальное государство»; каковы основные направления социальной политики нашего государства; что предусматривает право по охране здоровья; кто имеет право на социальное обеспечение. Уметь объяснять, почему социальные проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе; анализировать Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах; выполнять творческие задания в рамках изученного материала Работа с
текстом
Конституции.
Творческое
задание.
Беседа.
Опрос.   Презен-
тация
 
31. Междуна-
родно-пра-
вовая
защита
жертв
вооружен-
ных кон-
фликтов
Изучение
нового
материала
Знать, что называют международным гуманитарным правом, кем и когда было принято МГП. Уметь называть особенности и значение международного гуманитарного права; работать с документами Проблемное задание.
Работа с
документами.
Опрос. Письменные задания.   Презен-
тация
 
33. Право в
жизни
человека
Обобщение
и система-
тизация
знаний
Знать основные понятия главы «Право». Уметь анализировать, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; выполнять творческие задания, отражающие типичные ситуации в сфере образования Тестовые задания Контрольная работа в формате ГИА      
34. Политика
и право
Обобщение
и система-
тизация
знаний
Знать основные понятия курса «Обществознание. 9 класс». Уметь находить и анализировать информацию, объяснять значение понятий; работать с документами; характеризовать проблемы «Человек в современном обществе»; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения; применять правовые и социально-экономические знания в процессе решения познавательных и практических задач; приводить примеры практических ситуаций. Проблемные задания. Моделирова-
ние ситуаций.
Опрос.      



Ресурсное обеспечение программы

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:


1. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». -М. : Просвещение, 2011.
2. Обществознание. 9 класс : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева - М. : Просвещение, 2010.

Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы Методические пособия для учителя:


Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. - М.: Новый учебник, 2004.
Гордеева, В. В. Правовое воспитание: 9-11 классы: разработки организационно- деятельностных игр / В. В. Гордеева. - Волгоград: Учитель, 2007.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград : Учитель, 2009.
Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. - М.: Экстремум, 2007.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи... : метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражне¬ния для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.
Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - М.: Просвещение, 1996.
Кацубо, С. П. Изучаем право : практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. - М. : Издательство деловой и учебной литературы, 2006.
Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний : 8-9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. - Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. - М.: Новый учебник, 2007.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.
Правовое воспитание школьников : 5-9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. -Волгоград: Учитель, 2006.
Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля : элективные курсы / авт.-сост. Н. И.
Чеботарева. - Волгоград.: Учитель, 2007.
Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгоград: Учитель, 2006. - 123 с.

Дополнительная литература для учителя:


Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений :.в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразо-ват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М.: Дрофа, 1997.
Сычев, А. А. Обществознание ; учеб. пособие / А. А. Сычев. - М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
Сиделъникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М. :
Гуманит. ИЦВЛАДОС, 1999.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М. : Астрель, 2010.

Дополнительная литература для учащихся:


Домашек, Е, В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Дыдко, С. Н. Обществознание. 8-11 классы : справ, материалы / С. Н. Дыдко. - М. : ACT : Астрель : ПолиграфИздат, 2010.
Иоффе, А. Н. Обществознание. 9 класс : справ, материалы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. -М.: ACT : Хорвест : Астрель, 2006.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.
Обществознание. 9 класс : тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина. -Волгоград : Учитель, 2008.
Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. - М. : Айрис-Пресс, 2010.
Чернышева, О. А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О. А. Чернышева, Р. В. Пазин. - М. : Легион, 2009.

Учебно-методическое обеспечение

Информационно-коммуникативные средства.


Обществознание. 8-11 кл. Краткий курс. Тренировочные тесты. Терминологический словарь. Ответы на экзаменационные билеты / Н. С. Кочетов [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010.-(В помощь учащимся). - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Обществознание. Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Методики. Материалы к урокам). - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тес¬тов / сост. Н. А. Скобелина. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Сетевой тестовый контроль). - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Обществознание. Курс лекций : учеб. пособие / А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. - М. : Книжный мир, 2010.-1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Обществознание. 9-11 кл. - М. : Новый диск, 2006. - (Экспресс-подготовка к экзамену). -1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

Технические средства обучения.


Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.


<<<Назад