Рабочая программа по обществознанию для 9 класса
Титульный лист
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание рабочей программы
Календарно-тематическое планирование
Требования к уровню подготовки обучающихся
Нормы оценки знаний
Ресурсное обеспечение программы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 192
КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ гимназия № 192
____________ /С.А. Масленникова
«__» августа 2013 г.
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________/Л.И.Самойленко
«__» августа 2013
г.
|
РАССМОТРЕНО
На заседании МО
______________________________
______________________________
Протокол № ________
от _____августа 2013 г.
Руководитель МО
_____________ /И.Л. Полякова
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «
обществознание»
Класс: 9 класс
2013-2014 учебный год
Ф. И.О. учителя:
Плотникова Инесса Павловна
Категория: высшая
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2013
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу
«обществознание» 9 класс
Нормативная основа программы
Цели:
— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Задачи:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендован¬ных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные со-циологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологи¬ческие знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум зна-ний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономи¬ческих отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный эле¬мент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, реше¬ние познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществоведения в 9 классе - это четвертый этап, который ориентирован на бо¬лее сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познаватель¬ных возможностей учащихся.
Раздел 1 посвящен политической сфере общества.
Политическая сфера общества — это сцена, на которой за главные роли исполняет верхушка общества, которую принято называть элитой. Именно здесь разворачивается борьба за власть и разгораются политические страсти по поводу принципов и механизмов управления обществом.
Сущность и происхождение государства, виды и формы политической власти, формы правления в обществе, политические режимы, гражданское общество и правовое государство, наконец, устройство и борьба политических партий составляют содержание политической жизни общества. Они касаются не только элиты, но и рядовых граждан, поскольку влияют на их судьбу.
Они внимательно следят по телевизору за выступлениями лидеров политических партий, за сменой правительства, борьбой между законодательной и исполнительной властью, оценивают то, насколько государство эффективно решает экономические, социальные и юридические вопросы. Граждане, в том числе юные, формируют свои политические убеждения, участвуют в референдумах и избирательных кампаниях и совершают свой политический выбор.
При изучении политической сферы общества необходимо ответить на следующие вопросы: 1. Что такое государство, политические партии, власть, закон и право? 2. Как группы людей борются за получение власти, как устраняют соперников и завоевывают симпатии населения, как поддерживают правопорядок? 3. Кто составляет избирательную базу партии или движущую силу революции, кто является противником, а кто сторонником в борьбе, кто совершает преступления и кто с ними борется?
Раздел 2 посвящен праву и правам человека и гражданина.
В этом разделе затрагиваются вопросы, с которыми ежедневно сталкивается каждый гражданин. Это область прав и обязанностей людей, их ответственности перед законом, здесь выясняются причины нарушения закона и последствия, к которым это ведет. Закон и право — такие виды социальных норм, которые организуют повседневную жизнь рядовых граждан и касаются каждого из нас. Поэтому особое внимание в разделе уделено правовым вопросам, с которыми приходится постоянно сталкиваться современному подростку. Кроме того, раскрываются, понятие права, нормы права, отрасли права, конституция как основной закон государства, основы конституционного строя Российской Федерации, ее субъекты, права человека, всеобщая декларация прав человека и международное гуманитарное право, права ребенка, защита прав человека, преступление, уголовная ответственность, административный проступок, действие правоохранительных органов.
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно БУП 2013 года). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение обществознания в 9 классе составит 34 часов.
1 четверть – 9 часов
2 четверть – 7 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 8 часов
Межпредметные (метапредметные) связи на уроках обществознания
Реализация программы обществоведческого образования предполагает определенную специфику межпредметных связей (освоение нового содержания осуществляется с опорой на курсы «История», «Литература», «География», ОБЖ, «Экология», МХК, на историю таких наук, как физика, химия, биология).
Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которые могут быть пройдены одновременно с изучением обществознания или опережая его.
Учет межпредметных связей в преподавании обществознания позволит устранить дублирование между новым и уже знакомым учащимся содержанием. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся вносит свой вклад в формируемые у них при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также способствует выработке универсальных учебных умений.
В преподавании обществознания предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.
Система оценивания:
Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.
Формы контроля:
- тестирование;
- задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
- моделирование жизненных ситуаций.
Средства обучения:
- для учащихся: учебники, рабочие тетради, раздаточный материал, технические средства обучения (компьютер и интерактивная доска) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
- для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).
Предполагаемые результаты.
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
- знания и представления о нормах российского законодательства;
- знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
- коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стан¬дарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учеб¬ных часа (1 час в неделю).
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе на: |
Контрольные работы, проверочные работы |
Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
|
|
Уроки |
Лабораторно-практические работы, уроки развития речи |
|
|
1. |
Вводный урок |
1 |
1 |
|
|
|
2. |
Раздел 1. Политика |
10 |
9 |
|
1 |
|
3. |
Раздел 2. Право |
22 |
19 |
1 |
2 |
|
4 |
Итоговое повторение «Человек и обществоРаздел 3. Человек и экономика |
1 |
1 |
|
|
|
|
Итого: |
34 |
30 |
1 |
3 |
|
Содержание рабочей программы
№ п/п
| Название темы
| Необходимое количество часов для ее изучения
| Основные изучаемые вопросы темы
|
1.
| Вводный урок
| 1
| Знакомство с содержанием курса «Обществознания» 9 класс.
Особенности экзамена в формате ГИА.
Повторение основных вопросов курса «Обществознание» 8 класс. |
2. |
Политика и власть |
1 |
Что такое политика?
Политическая власть.
Роль политики в жизни общества.
Политическая жизнь и средства массовой информации
|
3-4. |
Государство |
2 |
Происхождение государства.
Признаки государства.
Формы государства.
Что такое гражданство
|
5-6. |
Политические режимы |
2 |
Политические режимы.
Тоталитарный режим.
Авторитарный режим.
Демократия.
Развитие демократии в современном мире
|
7. |
Правовое государство |
1 |
Понятие правового государства.
Власть в правовом государстве.
Принципы правового государства
|
8. |
Гражданское общество и государство |
1 |
Что такое гражданское общество.
Местное самоуправление.
Общественная палата
|
9. |
Участие граждан в политической жизни. |
1 |
Выборы, референдумы.
Право на равный доступ к государственной службе.
Обращение в органы власти.
Пути влияния на власть.
Значение свободы слова.
Опасность политического экстремизма.
Политика -дело каждого
|
10. |
Политические партии и движения |
1 |
Общественно-политические движения.
Политические партии.
Роль политических партий и общественных движений в современном мире
|
11. |
Гражданин – человек, имеющий права |
1 |
Политика и власть.
Политические режимы.
Правовое государство.
Политические партии и движения
|
12. |
Право, его роль в жизни общества и государства |
1 |
Что такое право.
Право и его роль в жизни общества и государства.
Мера свободы, справедливости, ответственности.
Система законодательства.
Право и закон
|
13. |
Правоотношения и субъекты права |
1 |
Сущность и особенности правоотношения.
Субъекты правоотношения.
Система права.
Понятие нормы и права
|
14-15. |
Правонарушения и юридическая ответственность |
2 |
Правонарушения и его признаки.
Виды правонарушений.
Юридическая ответственность.
Виды юридической ответственности
|
16. |
Правоохранительные органы |
1 |
Правоохранительные органы.
Суд.
Прокуратура.
Адвокатура.
Нотариат
|
17-18. |
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ |
2 |
Этапы развития конституции.
Закон высшей юридической силы.
Конституционный строй.
Основы государства.
Основы статуса человека и гражданина.
Основные принципы правового государства
|
19-20. |
Права и свободы человека и гражданина |
2 |
Что такое права человека.
Юридические нормы.
Правовые и юридические документы.
Права и свободы человека и гражданина.
Система защиты прав.
Права ребенка
|
21. |
Право в жизни человека |
1 |
Право и его роль в жизни общества и государства.
Правоохранительные органы.
Права человека и гражданина и их законодательное закрепление.
|
22-23. |
Гражданские правоотношения |
2 |
Сущность гражданского права.
Особенности гражданских правоотношений.
Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних.
Защита прав потребителя
|
24-25. |
Право на труд. Трудовые правоотношения. |
2 |
Право на труд.
Трудовые правоотношения.
Трудовая дисциплина
|
26. |
Семейные правоотношения |
1 |
Юридические понятия семьи и брака.
Потребность человека в семье.
Правовые основы семейно-брачных отношений.
Принципы счастливого детства.
Права и обязанности супругов.
Имущественные отношения супругов.
Правоотношения родителей и детей.
|
27. |
Административные правоотношения |
1 |
Административное право.
Понятия и черты административного правоотношения.
Административные правонарушения
|
28-29. |
Уголовно-правовые отношения |
2 |
Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений.
Понятие преступления.
Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних.
Основания для привлечения и освобождения от уголовной ответственности
|
30. |
Социальные права |
1 |
Социальная политика государства.
Право на жилище.
Право на социальное обеспечение.
Здоровье под охраной закона.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
|
31. |
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. |
1 |
Международное гуманитарное право.
Значение международного гуманитарного права
|
32. |
Правовое регулирование отношений в сфере образования |
1 |
Закон РФ «Об образовании».
Конвенция о правах ребенка.
Конституция РФ о праве на образование.
Дополнительное образование детей
|
33. |
Право в жизни человека |
1 |
Гражданско-правовые отношения.
Отрасли права.
|
34. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика и право» |
1 |
Политика и власть.
Правовое государство.
Участие граждан в политической жизни.
Право и его роль в жизни общества и государства.
Правоохранительные органы.
Гражданские правоотношения.
Отрасли права.
|
|