Рабочая программа Обществознание 7 класс

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса

 

Титульный лист

Пояснительная записка

Учебно-тематический план

Содержание рабочей программы

Календарно-тематическое планирование

Требования к уровню подготовки обучающихся

Нормы оценки знаний

Ресурсное обеспечение программы

Скачать

 

 


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 192

КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

  УТВЕРЖДАЮ

  Директор ГБОУ гимназия № 192

  ____________ /С.А. Масленникова

  «__» августа 2013 г.

  СОГЛАСОВАНО

  Заместитель директора по УВР

  ______________/Л.И.Самойленко

  «__» августа 2013 г.


  РАССМОТРЕНО

  На заседании МО

  ______________________________

  ______________________________

  Протокол № ________

  от _____августа 2013 г.

  Руководитель МО

_____________ /И.Л. Полякова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  по предмету « обществознание»

  Класс: 7 класс

  2013-2014 учебный год

Ф. И.О. учителя:

Плотникова Инесса Павловна

Категория: высшая

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013


Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «обществознание» 7 класс

Нормативная основа программы

  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Обществознание. – М.: Просвещение, 2010 г.
  • Примерные программы по учебным предметам. Обществознание.5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010
  • Образовательная программа ГБОУ гимназия № 192 Калининского района Санкт-Петербурга «Брюсовская гимназия» – 2013
  • Учебный план гимназия № 192 Калининского района Санкт-Петербурга «Брюсовская гимназия» – 2013

    Цели и задачи обучения по предмету «обществознания» в 7 классе


Цели:
— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.


Задачи:


  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

В соответствии со стандартом образования изучение обществознания направлено на развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления, способности к самоопределению и самореализации, на освоение необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, государстве и овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности, на формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
В 7 классе первой изучается тема, которая показывает специфику отношений в ближнем социальном окружении (тема «Ты и другие люди»).
Тема «Человек и закон» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и отдельно о правах ребенка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки к выполнению воинского долга.
Тема «Человек и экономика» дает представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производства, в процессе которого реализуется ее важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей.
Тема «Человек и природа» раскрывает нравственные и правовые аспекты отношения к природе.

Количество учебных часов

Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно БУП 2013 года). При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение обществознания в 7 классе составит 35 часов.
1 четверть – 9 часов
2 четверть – 7 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 9 часов

Межпредметные (метапредметные) связи на уроках обществознания

Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с историей, географией, изобразительным искусством, литературой, естествознанием. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 7 класса вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.
В преподавании обществознания предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.
Приоритетными формами организации учебной работы являются традиционный урок, практикумы. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. В 7 классе, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 7 класса готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. В ходе образовательного процесса широко используются ИКТ, групповая и индивидуальная работа.
Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА. Актуальной является балло-рейтинговая система оценки результатов деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.


Средства обучения:


  • для учащихся: учебники, рабочие тетради, раздаточный материал, технические средства обучения (компьютер и интерактивная доска) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).




Учебно-тематический план



№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Контрольные работы, проверочные работы

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

   

Уроки

Лабораторно-практические работы, уроки развития речи

   
1. Введение. Как работать с учебником. 1 1      
2. Раздел 1. Человек среди людей 5 2 1 1 1
3. Раздел 2. Человек и закон 12 8 2 1 1
4 Раздел 3. Человек и экономика 12 8 2 1 1
5. Раздел 4. Человек и природа 4 1 1 1 1
6. Итоговое повторение «Человек и общество 1       1
  Итого: 35 20 6 4 5




Содержание рабочей программы



№ п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы

1. Введение. Как работать с учебником. 1 Знакомство с курсом «Обществознание. 7 класс»
Цели и задачи изучения предмета.
Структура, особенности содержания методического аппарата учебника.
2. Отношения между людьми. 1 Какие отношения называются межличностными.
Чувства – основа межличностных отношений.
Виды межличностных отношений.
3. Ты и твои товарищи. 1 Какие бывают группы.
Кто может быть лидером.
О поощрениях и наказаниях.
С какой группой тебе по пути.
4. Зачем люди общаются. 1 Что такое общение.
Каковы цели общения.
Как люди общаются.
Особенности общения со сверстниками.
Культура общения.
5. Почему нужно быть терпимым 1 Как возникает межличностный конфликт.
Конфликт разгорается.
Как не проиграть в конфликте.
Толерантное отношение к окружающим.
6. Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек среди людей». 1 Межличностные отношения.
Социальные группы и лидеры.
Роль общения.
Межличностные конфликты.
7. Что значит жить по правилам. 1 Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуал, традиции, этикет, манеры.
Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм.
Социальные нормы в процессе общественных отношений.
Социальная ответственность.
Соблюдение и нарушение установленных правил.
Правила этикета и хорошие манеры.
8-9. Права и обязанности граждан. 2 Роль права в жизни общества и государства.
Гражданские и политические права.
Права ребенка и их защита.
Международные правовые документы о правах ребенка.
10. Почему важно соблюдать законы. 1 Свобода и ответственность.
Конституция РФ.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
«Закон выше власти».
Кто стоит на страже закона.
11. Защита Отечества. 1 Патриотизм и гражданственность.
Государство.
Отечество.
Священный долг гражданина – защита Отечества.
Военная служба.
Основные обязанности военнослужащих.
Подготовка к выполнению воинского долга.
12. Что такое дисциплина. 1 Дисциплина общеобязательная и специальная.
Правомерное поведение.
Дисциплинарные взыскания.
13-14. Виновен – отвечай. 2 Виды нормативно-правовых актов.
Система законодательства.
Признаки и виды правонарушений.
Юридическая ответственности.
Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Презумпция невиновности.
15-16. Кто стоит на страже закона. 2 Правоохранительные органы РФ.
Суд.
Прокуратура.
Нотариус.
Милиция.
Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.
Какие задачи решает милиция.
Кто стоит на страже защиты прав несовершеннолетних.
17. Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и закон». 1 Права и обязанности граждан.
Механизмы реализации прав и свобод.
18-19. Экономика и ее основные участники. 2 Экономика и ее роль в жизни общества.
Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Взаимосвязь производителей и потребителей.
20. Золотые руки работника. 1 Производство и труд.
Производительность труда.
Заработная плата.
Факторы, влияющие на производительность труда.
21. Производство: затраты, выручка, прибыль. 1 Производство и труд.
Издержки, выручка, прибыль.
Развитие производства.
Затраты производства.
22-23. Виды и формы бизнеса. 2 Предпринимательство.
Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Основные организационно-правовые формы предпринимательства.
Роль предпринимательства в развитии экономики.
24-25. Обмен, торговля, реклама. 2 Товары и услуги.
Обмен, торговля.
Формы торговли.
Реклама.
Как обмен решает задачи экономики.
Торговля – источник богатства страны.
26-27. Деньги и их функция. 2 Деньги.
Функции и формы денег.
Реальные и номинальные доходы.
Инфляция.
Обменные курсы валют.
28-29. Экономика семьи. 2 Семейный бюджет.
Сущность, формы страхования.
Формы денежных сбережений граждан.
Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
30. Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и экономика». 1 Экономика и ее основные сферы.
Производство.
Предпринимательство.
Торговля.
Деньги: их функции и виды.
Особенности ведения домашнего хозяйства.
31. Воздействие человека на природу. 1 Самое громкое слово.
Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая.
Загрязнение атмосферы.
Загрязнение воды и почвы.
32. Охранять природу – значит охранять жизнь. 1 Что значит, относится к природе по-человечески.
Тяжелые последствия безответственности.
Экологическая мораль.
33. Закон на страже природы. 1 Природа нуждается в охране.
Что подлежит охране.
Что может сделать гражданин для защиты природы.
34. Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и природа». 1 Природа и общество.
Последствия воздействия человека на природу.
Защита окружающей среды.
35. Итоговое повторение. 1 Человек среди людей.
Человек и закон.
Человек и экономика.
Человек и природа.
Далее>>>