Рабочая программа по обществознанию для 7 класса
Титульный лист
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание рабочей программы
Календарно-тематическое планирование
Требования к уровню подготовки обучающихся
Нормы оценки знаний
Ресурсное обеспечение программы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 192
КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ гимназия № 192
____________ /С.А. Масленникова
«__» августа 2013 г.
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________/Л.И.Самойленко
«__» августа 2013
г.
|
РАССМОТРЕНО
На заседании МО
______________________________
______________________________
Протокол № ________
от _____августа 2013 г.
Руководитель МО
_____________ /И.Л. Полякова
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «
обществознание»
Класс: 7 класс
2013-2014 учебный год
Ф. И.О. учителя:
Плотникова Инесса Павловна
Категория: высшая
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2013
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу
«обществознание» 7 класс
Нормативная основа программы
Цели:
— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Задачи:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В соответствии со стандартом образования изучение обществознания направлено на развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления, способности к самоопределению и самореализации, на освоение необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, государстве и овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности, на формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
В 7 классе первой изучается тема, которая показывает специфику отношений в ближнем социальном окружении (тема «Ты и другие люди»).
Тема «Человек и закон» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и отдельно о правах ребенка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки к выполнению воинского долга.
Тема «Человек и экономика» дает представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производства, в процессе которого реализуется ее важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей.
Тема «Человек и природа» раскрывает нравственные и правовые аспекты отношения к природе.
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно БУП 2013 года). При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение обществознания в 7 классе составит 35 часов.
1 четверть – 9 часов
2 четверть – 7 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 9 часов
Межпредметные (метапредметные) связи на уроках обществознания
Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с историей, географией, изобразительным искусством, литературой, естествознанием. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 7 класса вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.
В преподавании обществознания предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.
Приоритетными формами организации учебной работы являются традиционный урок, практикумы. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. В 7 классе, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 7 класса готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. В ходе образовательного процесса широко используются ИКТ, групповая и индивидуальная работа.
Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА. Актуальной является балло-рейтинговая система оценки результатов деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.
Средства обучения:
- для учащихся: учебники, рабочие тетради, раздаточный материал, технические средства обучения (компьютер и интерактивная доска) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
- для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе на: |
Контрольные работы, проверочные работы |
Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
|
|
Уроки |
Лабораторно-практические работы, уроки развития речи |
|
|
1. |
Введение. Как работать с учебником. |
1 |
1 |
|
|
|
2. |
Раздел 1. Человек среди людей |
5 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3. |
Раздел 2. Человек и закон |
12 |
8 |
2 |
1 |
1 |
4 |
Раздел 3. Человек и экономика |
12 |
8 |
2 |
1 |
1 |
5. |
Раздел 4. Человек и природа |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6. |
Итоговое повторение «Человек и общество |
1 |
|
|
|
1 |
|
Итого: |
35 |
20 |
6 |
4 |
5 |
Содержание рабочей программы
№ п/п |
Название темы |
Необходимое количество часов для ее изучения |
Основные изучаемые вопросы темы |
1.
| Введение. Как работать с учебником.
| 1
| Знакомство с курсом «Обществознание. 7 класс»
Цели и задачи изучения предмета.
Структура, особенности содержания методического аппарата учебника.
|
2.
| Отношения между людьми.
| 1
| Какие отношения называются межличностными.
Чувства – основа межличностных отношений.
Виды межличностных отношений.
|
3.
| Ты и твои товарищи.
| 1
| Какие бывают группы.
Кто может быть лидером.
О поощрениях и наказаниях.
С какой группой тебе по пути.
|
4.
| Зачем люди общаются.
| 1
| Что такое общение.
Каковы цели общения.
Как люди общаются.
Особенности общения со сверстниками.
Культура общения.
|
5.
| Почему нужно быть терпимым
| 1
| Как возникает межличностный конфликт.
Конфликт разгорается.
Как не проиграть в конфликте.
Толерантное отношение к окружающим.
|
6.
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек среди людей».
| 1
| Межличностные отношения.
Социальные группы и лидеры.
Роль общения.
Межличностные конфликты.
|
7.
| Что значит жить по правилам.
| 1
| Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуал, традиции, этикет, манеры.
Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм.
Социальные нормы в процессе общественных отношений.
Социальная ответственность.
Соблюдение и нарушение установленных правил.
Правила этикета и хорошие манеры.
|
8-9.
| Права и обязанности граждан.
| 2
| Роль права в жизни общества и государства.
Гражданские и политические права.
Права ребенка и их защита.
Международные правовые документы о правах ребенка.
|
10.
| Почему важно соблюдать законы.
| 1
| Свобода и ответственность.
Конституция РФ.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
«Закон выше власти».
Кто стоит на страже закона.
|
11.
| Защита Отечества.
| 1
| Патриотизм и гражданственность.
Государство.
Отечество.
Священный долг гражданина – защита Отечества.
Военная служба.
Основные обязанности военнослужащих.
Подготовка к выполнению воинского долга.
|
12.
| Что такое дисциплина.
| 1
| Дисциплина общеобязательная и специальная.
Правомерное поведение.
Дисциплинарные взыскания.
|
13-14.
| Виновен – отвечай.
| 2
| Виды нормативно-правовых актов.
Система законодательства.
Признаки и виды правонарушений.
Юридическая ответственности.
Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Презумпция невиновности.
|
15-16.
| Кто стоит на страже закона.
| 2
| Правоохранительные органы РФ.
Суд.
Прокуратура.
Нотариус.
Милиция.
Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.
Какие задачи решает милиция.
Кто стоит на страже защиты прав несовершеннолетних.
|
17.
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и закон».
| 1
| Права и обязанности граждан.
Механизмы реализации прав и свобод.
|
18-19.
| Экономика и ее основные участники.
| 2
| Экономика и ее роль в жизни общества.
Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Взаимосвязь производителей и потребителей.
|
20.
| Золотые руки работника.
| 1
| Производство и труд.
Производительность труда.
Заработная плата.
Факторы, влияющие на производительность труда.
|
21.
| Производство: затраты, выручка, прибыль.
| 1
| Производство и труд.
Издержки, выручка, прибыль.
Развитие производства.
Затраты производства.
|
22-23.
| Виды и формы бизнеса.
| 2
| Предпринимательство.
Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Основные организационно-правовые формы предпринимательства.
Роль предпринимательства в развитии экономики.
|
24-25.
| Обмен, торговля, реклама.
| 2
| Товары и услуги.
Обмен, торговля.
Формы торговли.
Реклама.
Как обмен решает задачи экономики.
Торговля – источник богатства страны.
|
26-27.
| Деньги и их функция.
| 2
| Деньги.
Функции и формы денег.
Реальные и номинальные доходы.
Инфляция.
Обменные курсы валют.
|
28-29.
| Экономика семьи.
| 2
| Семейный бюджет.
Сущность, формы страхования.
Формы денежных сбережений граждан.
Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
|
30.
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и экономика».
| 1
| Экономика и ее основные сферы.
Производство.
Предпринимательство.
Торговля.
Деньги: их функции и виды.
Особенности ведения домашнего хозяйства.
|
31.
| Воздействие человека на природу.
| 1
| Самое громкое слово.
Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая.
Загрязнение атмосферы.
Загрязнение воды и почвы.
|
32.
| Охранять природу – значит охранять жизнь.
| 1
| Что значит, относится к природе по-человечески.
Тяжелые последствия безответственности.
Экологическая мораль.
|
33.
| Закон на страже природы.
| 1
| Природа нуждается в охране.
Что подлежит охране.
Что может сделать гражданин для защиты природы.
|
34.
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и природа».
| 1
| Природа и общество.
Последствия воздействия человека на природу.
Защита окружающей среды.
|
35.
| Итоговое повторение.
| 1
| Человек среди людей.
Человек и закон.
Человек и экономика.
Человек и природа.
|
|