Рабочая программа Обществознание 8 класс

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

 

Титульный лист

Пояснительная записка

Учебно-тематический план

Содержание рабочей программы

Календарно-тематическое планирование

Требования к уровню подготовки обучающихся

Нормы оценки знаний

Ресурсное обеспечение программы

Скачать

 

 


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 192

КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

  УТВЕРЖДАЮ

  Директор ГБОУ гимназия № 192

  ____________ /С.А. Масленникова

  «__» августа 2013 г.

  СОГЛАСОВАНО

  Заместитель директора по УВР

  ______________/Л.И.Самойленко

  «__» августа 2013 г.


  РАССМОТРЕНО

  На заседании МО

  ______________________________

  ______________________________

  Протокол № ________

  от _____августа 2013 г.

  Руководитель МО

_____________ /И.Л. Полякова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  по предмету « обществознание»

  Класс: 8 класс

  2013-2014 учебный год

Ф. И.О. учителя:

Плотникова Инесса Павловна

Категория: высшая

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013


Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «обществознание» 8 класс

Нормативная основа программы

  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Обществознание. – М.: Просвещение, 2010 г.
  • Примерные программы по учебным предметам. Обществознание.5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010
  • Образовательная программа ГБОУ гимназия № 192 Калининского района Санкт-Петербурга «Брюсовская гимназия» – 2013
  • Учебный план гимназия № 192 Калининского района Санкт-Петербурга «Брюсовская гимназия» – 2013

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществоведения в 8 классе - это третий этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

Цели и задачи обучения по предмету «обществознания» в 8 классе


Цели:

— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.


Задачи:


  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

В соответствии со стандартом образования изучение обществознания направлено на развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления, способности к самоопределению и самореализации, на освоение необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, государстве и овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности, на формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

В 8 классе курс включает четыре темы. Первая — «Человек и общество» — дает представление о соотношении биологического и социального в человеке, значимости социализации личности. Тема вводит ученика в круг проблем современного общества и общественных отношений.

Следующая тема курса — «Сфера духовной культуры» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии.

Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия высокой степени обобщенности, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (производители, потребители). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам: роли государства в экономике, безработице, международной торговле.

Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

Количество учебных часов

Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно БУП 2013 года). При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение обществознания в 8 классе составит 35 часов.
1 четверть – 9 часов
2 четверть – 7 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 9 часов

Межпредметные (метапредметные) связи на уроках обществознания

Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с историей, географией, изобразительным искусством, литературой, естествознанием. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 8 класса вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.
В преподавании обществознания предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.
Приоритетными формами организации учебной работы являются традиционный урок, практикумы. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. В 8 классе, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 8 класса готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. В ходе образовательного процесса широко используются ИКТ, групповая и индивидуальная работа.
Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.


Средства обучения:


  • для учащихся: учебники, рабочие тетради, раздаточный материал, технические средства обучения (компьютер и интерактивная доска) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).


Учебно-тематический план



№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Контрольные работы, проверочные работы

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

   

Уроки

Лабораторно-практические работы, уроки развития речи

   
1. Введение. Как работать с учебником. 1 1      
2. Глава 1. Личность и общество. 4 3   1  
3. Глава 2. Сфера духовной культуры 18 7   1  
4 Глава 3. Экономика 15 14   1  
5. Глава 4. Социальная сфера 5 3 1 1  
6. Итоговое повторение «Человек и общество 2 2      
  Итого: 35 30 1 4  




Содержание рабочей программы



№ п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы

1. Введение. 1 Знакомство с курсом «Обществознание. 8 класс»
Цели и задачи изучения предмета.
Структура, особенности содержания методического аппарата учебника.
Гуманизм как принцип отношений к окружающей действительности
2. Быть личностью. 1 Человек. Индивид. Личность.
Жизненные ценности и ориентиры.
Становление личности
3. Общество как форма жизнедеятельности людей 1 Что мы называем обществом.
Основные сферы жизни общества.
Ступени развития общества
4. Развитие общества 1 Изменчивость и стабильность.
Реформы и реформаторы.
Развитие человечества в XXI веке.
Глобальные проблемы современности
5. Личность и общество 1 Личность.
Социализация личности.
Общество как форма жизнедеятельности людей.
Развитие общества.
Движущие силы общественного развития
6. Сфера духовной жизни 1 Духовная сфера общества.
Культура личности и общества.
Тенденции развития культуры в современной России
7. Мораль 1 Мораль, нравственность.
Основные ценности и нормы морали.
Добро и зло.
8. Долг и совесть 1 Что такое долг.
Долг общественный и долг моральный.
Совесть.
Совесть как требование своих собственных постыдных поступков (Демокрит)
9. Моральный выбор - это ответственность 1 Моральный выбор.
Свобода - это ответственность.
Моральные знания и практическое поведение личности.
Основные принципы и формы морали
10. Образование 1 Приоритетность образования.
Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования
11. Наука в современном обществе 1 Что такое наука?
Нравственные принципы труда ученого.
Возрастание роли современной науки.
Наука - двигатель прогресса
12. Религия как одна из форм культуры 1 Особенности религиозной веры.
Роль религии в жизни общества.
Религиозные организации и объединения.
Свобода совести.
Свобода вероисповедания
13. Сфера духовной культуры 1 Сфера духовной жизни.
Мораль, долг и совесть.
Моральный выбор.
Образование.
Наука в современном обществе.
Религия
14. Экономика и ее роль в жизни общества 1 Потребности и ресурсы.
Свободные и экономические блага.
Экономический выбор и альтернативная стоимость
15. Главные вопросы экономики 1 Нужно ли регулировать производство.
Экономическая система и ее функции.
Типы экономических систем
16. Собственность 1 Имущественные отношения.
Собственность.
Формы собственности.
Защита прав собственности.
Закон на страже права собственности
17. Рыночная экономика 1 Рынок и условия его функционирования.
Спрос и предложение на рынке.
Рыночное равновесие
18. Производство -основа экономики 1 Главный источник экономических благ.
Товары и услуги.
Факторы производства.
Разделение труда и специализации.
Производительность труда
19. Предпринимательская деятельность 1 Роль предпринимательства в экономике.
Цели фирмы и ее организационно-правовые формы.
Индивидуальное частное предпринимательство.
Малое предпринимательство
20. Роль государства в экономике 1 Государство и экономика.
Налоги.
Государственный бюджет.
Государственное воздействие на экономику
21. Распределение доходов 1 Доходы граждан и прожиточный минимум.
Неравенство доходов.
Перераспределение доходов.
Экономические меры социальной поддержки населения
22. Потребление 1 Семейное потребление.
Страхование.
Экономические основы прав потребителей
23-24. Инфляция и семейная экономика 2 Семейный бюджет.
Номинальные и реальные доходы.
Формы сбережения граждан.
Банковские услуги
25-26. Безработица, ее причины и последствия 2 Что такое безработица.
Причины безработицы.
Экономические и социальные последствия безработицы.
Роль государства в обеспечении занятости
27. Мировое хозяйство и международная торговля 1 Мировое хозяйство.
Внешняя торговля.
Внешнеторговая политика.
Обменные курсы валют
28. Экономика в жизни общества 1 Роль экономической деятельности в жизни общества.
Рыночная экономика.
Функционирование экономических систем.
Собственность.
Безработица
29. Социальная структура общества 1 Социальная структура общества.
Социальная мобильность.
Многообразие социальных групп.
Социальные конфликты и пути их разрешения
30. Социальные статусы и роли 1 Социальная позиция человека в обществе.
В поисках себя.
«Отцы и дети».
Гендерные роли.
31. Нации и межнациональные отношения 1 Межнациональные отношения.
Отношения к истории и традициям народа.
Межнациональные отношения в современном обществе
32. Отклоняющееся поведение 1 Отклоняющееся поведение.
Алкоголизм и наркомания
33. Социальная сфера 1 Социальная структура общества.
Социальные статусы и роли.
Нации и межнациональные отношения.
Отклоняющееся поведение
34-35. Итоговое повторение 2 Личность и общество.
Сфера духовной культуры.
Государство и экономика.
Социальная сфера.
Далее>>>