Ответы к экзаменационным билетам 9 класс

Скачать



БИЛЕТ № 1

1. Религия, ее роль в жизни современного общества.

Религия — форма общественного сознания, совокупность представлений и взглядов, в основе ко­торых лежит вера в существование Бога, высших сил, в священное, а также соответствующих им об­рядов и культов.

Религиозное верование человека означает внутреннюю убежденность в существовании высшей силы (высшего Начала, Бога или богов). Религия выполняет ряд функций. Она формирует мировоз­зрение путем принятия определенных утверждений (догматов), с точки зрения которых понимается человек, общество, мир, восполняет ограниченность, зависимость, ущербность бытия человека, обеспечивает общение и тем самым преодолевает одиночество, утешает, облегчает страдания. Буду­чи составной частью культуры, религия способствовала развитию определенных ее сторон — гра­мотности, письменности, книгопечатания, храмостроительства, различных видов искусства и т.д. Но с другой стороны, определенные слои культуры отторгались в период борьбы различных религиоз­ных верований между собой.

Традиционно религии принято подразделять на политеистические (исповедующие многобожие) и монотеистические (признающие одного Бога), на национальные и мировые.

К политеистическим национальным религиям относится индуизм, распространенный на террито­рии Индии и насчитывающий в своем пантеоне несколько десятков богов.

К политеистическим мировым религиям можно отнести буддизм, который, зародившись в Ин­дии в VI-V вв. до н.э., получил распространение во многих странах мира — в Китае, Японии, Корее, Вьетнаме, Монголии и др. Основателем буддизма считается Будда (Просветленный). Буддийский пантеон включает множество богов, полубогов и других сверхъестественных существ из мифологии тех народов, которые приняли буддизм. Особое место в нем занимают ритуалы, посвященные собы­тиям из жизни Будды.

К монотеистическим национальным религиям принадлежит иудаизм, провозглашающий веру в единого Бога — Яхве. Эту религию исповедуют евреи, расселенные по всему миру.

К монотеистическим мировым религиям относятся христианство и ислам. Эти религии призна­ют единого Бога и насчитывают в своих рядах верующих различных национальностей из разных стран мира.

Христианство получило название от имени Иисуса Христа, который вместе со своими учениками считается основателем религии. Христианское вероучение основывается на Священном Предании — Священном Писании (Библия, особенно Новый завет). Оно возникло в I в. н.э. в Палестине, входив­шей в состав Римской империи, как наднациональная «вселенская» религиозная система. Основной идеей христианства является идея греха и спасения человека.

Распад Римской империи в конце IV в. на Западную и Восточную стал причиной постепенного нарастания противоречий между церквями Запада и Востока и раскола в 1054 г. христианской церкви на православную и католическую. В XVI в. в период Реформации от католицизма отделился протес­тантизм.

Православие в большей мере сохранило традиции раннего христианства, поэтому за ним закре­пилось название «ортодоксальной церкви» (от греч. правильное учение). Православие в настоящее время представлено рядом поместных церквей: Русской, Грузинской, Константинопольской, Иеруса­лимской, Болгарской и др.

Русская Православная церковь является самой крупной по численности из всех православных церквей. Официально православие стало религией Древнерусского государства в 988 г. В настоящее время роль Русской Православной церкви в обществе постоянно возрастает. В августе 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной церкви были приняты два важных доку­мента — Устав Русской Православной церкви и «Основы социальной концепции Русской Право­славной церкви», в которых сформулированы принципы деятельности Церкви в различных областях общественной жизни.

Ислам (араб, предание себя Богу, покорность) — самая молодая мировая монотеистическая рели­гия, возникшая в Аравии в VII в. Основу вероучения ислама составляют Коран и Сунна. Согласно общепринятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку Мухаммеду самим Аллахом. Сунна содержит рассказы о жизненном пути Мухаммеда. К числу догматов ислама относятся едино­божие, идея предопределения, признание пророческой миссии Мухаммеда и пророков, живших до него.

Ислам исповедует более одного миллиарда человек в более чем 120 странах. В настоящее время возрастает роль ислама во внутренней и внешней политике мусульманских стран, в международных отношениях, в мировой экономике и социальном развитии. В России ислам по числу последователей занимает второе место после православия.

Атеизм и свобода вероисповедания составляют свободу совести, то есть право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, не исповедовать никакой. Составной частью свободы совести является свобода вероисповедания. Свобода вероисповедания — это возможность верить в существование божественного существа, помогающего человеку выбрать истинный путь. Сущность свободного вероисповедания заключается в том, что человек имеет право сделать выбор — отдать предпочтение какой-то религии, исповедовать ее и отправлять религиозные культы (церемонии), менять религиозные взгляды, либо вообще не исповедовать никакой религии, то есть быть атеистом.

В соответствии с действующим в России законодательством никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и никого нельзя заставить отказаться от исповедания какой-либо религии, от участия в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях.

Россия — светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государ­ственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед зако­ном. Они не участвуют в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Но принцип светскости государства нельзя понимать как радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей. Этот принцип предполагает прежде всего разделение сфер компетенции государственной власти и религиозных объединений, невмешательст­во их во внутренние дела друг друга.

2.В России в процессе перехода к рыночной экономике разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате 10% самых богатых в 1993 г. получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами использует государство?

Переход от командной экономики к экономике, базирующейся на рыночных отношениях, проис­ходил чрезвычайно болезненно.

Для создания конкурентной среды как основы рыночной экономики было решено в 1992 г. про­вести 2 реформы: приватизацию (переход государственной собственности в частные руки) и либера­лизацию цен (прекращение государственного регулирования ценообразования). Приватизация при­вела к тому, что многие прибыльные предприятия перешли в руки небольшого количества людей. На либерализации цен, огромной инфляции также были «сколочены» состояния.

Согласно социологическим опросам, проведенным Институтом социологии Российской Акаде­мии наук в 2005 г., богатые составляют 5% населения страны, причем половина проживает в Москве и Санкт-Петербурге. Если в Москве ниже черты бедности находятся 18% горожан, то в провинции — 28-33%. По официальным данным Росстата, разрыв между верхними десятью процентами самых обеспеченных и нижними десятью процентами самых бедных граждан России достигает 15-16 раз, в то время как в Скандинавии 3-4 раза, в Англии — 7, во Франции — 8.

Черта бедности — это официально устанавливаемый минимальный уровень дохода на семью, необходимый для приобретения продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами, а также удовлетворения минимальных потребностей людей в одежде, обуви, жилье и т.д. Лица, полу­чающие доходы ниже этого уровня, относятся к категории бедных.

На прожиточный минимум должны ориентироваться устанавливаемые государством минималь­ный размер оплаты труда, пенсии, стипендии. Поэтому все большее значение имеет «адресная по­мощь» государства социально незащищенным слоям населения.

Государство использует следующие экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами:
• создание специальных центров переподготовки и повышения квалификации, финансируемых из средств государственного бюджета;
• квотирование рабочих мест для инвалидов;
• льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг для слабозащищенных категорий граждан (мно­ годетные семьи, инвалиды и пр.);
• ежемесячные денежные выплаты ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, труженикам тыла, ветеранам труда и т.д.;
• компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф;
• льготное лекарственное обеспечение и льготный проезд для отдельных малообеспеченных кате­горий населения
• выплаты государственных и муниципальных социальных стипендий студентам вузов из мало­обеспеченных семей и т.д.

3.Вам предложили организовать группу из учеников вашего класса для подготовки высту­пления перед пятиклассниками на тему «Как компьютер помагает в учебе». Кого бы из своих одноклассников вы попросили бы принять участие в этой работе? Какие качества личности вы учли бы, осуществляя свой выбор?

Необходимо подобрать таких исполнителей, чьи личностные качества наиболее полно отвечали бы заявленной цели. Необходимо учесть следующие общественно значимые качества личности:
• взгляды выбранного человека на данную проблему (в том числе убежденность в полезности изу­чения информатики, понимание необходимости передачи своих знаний младшим);
• потребность в общении;
• способности к передаче накопленных знаний (умение логично и последовательно строить свое выступление, интересно и просто рассказывать о сложных вещах, по существу и полно отвечать на поставленные вопросы, быстро реагировать на нестандартную ситуацию и т.д.);
• ярко выраженный интерес к информатике, увлеченность новыми информационными техноло­гиями и т.д.


БИЛЕТ № 2

1. Власть. Роль политики в жизни общества.

Власть существует в любой более или менее организованной, устойчивой общности людей. Реализуясь в обществе, власть призвана служить ему, обеспечивая его целостность, организованность и надлежащее функционирование. В демократическом гражданском об­ществе власть обеспечивает и охраняет, в первую очередь, права и свободы личности. Но власть может приобретать значение самостоятельной силы, быть причиной столкновения различных интересов. Таким образом, следует согласиться с распространенной точкой зрения, что в широком смысле словапод властью следует понимать способность и воз­можность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятель­ ность, поведение людей с помощью какого-нибудь средства авторитета, права, наси­лия.

Следует отметить, что, пронизывая все общественные отношения, власть приобретает различные характеристики в зависимости от объекта отношений. Существует множество классификаций (типологий) власти. Так, по степени институциализации выделяют прави­тельственную, городскую, школьную и другие виды власти; по субъекту власти различают классовую, партийную, народную, президентскую, парламентскую; по режиму правления — демократическую, авторитарную, деспотическую и пр.; по правовому признаку — законную и незаконную, легальную и нелегальную;по количеству индивидов, принимающих ключевые решения, — коллективную (общественная, классовая, групповая) и личную (единоличная); по сфере существования (осуществления власти) — экономическую, политическую, идео­логическую и т.д.

Политика — это сфера деятельности, связанная с отношениями между социаль­ными группами, нациями, индивидами, направленная на достижение, удержание, ук­репление и реализацию государственной власти. Политикой также называют деятель­ность, связанную с определением задач и функций государства. Слово «политика» имеет греческое происхождение и переводится как «искусство управления государством».

Политика играет важнейшую роль в развитии общества. От того, какую политику будет проводить государство, зависят способы, темпы решения стоящих перед обществом задач, то, каким образом целесообразно проводить национальную политику, как обезопасить граждан от угрозы терроризма и др.

Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является политиче­ская власть — это особый тип власти в обществе, реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Власть является центральным, организационным и регулятивно-контрольным началом политики, которую отличает от других сфер общества (экономической, социальной, духовной и т.д.) то, что власть служит ее основой и, несомненно, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и за ее удержание — один из основных аспек­тов жизни общества. Поэтому вернее будет считать, что политика и власть связаны круго­вой причинно-следственной зависимостью.

Власть в обществе выполняет функции господства, руководства, регуляции, контроля, управления, координации, организации, мобилизации. Несомненно, основной функцией вла­сти является управление определенной общностью людей с помощью организационных структур и различных способов духовного воздействия на членов этой общности.

Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть. Идея власти тесно связана с государством, она как бы внутренне присуща ему. Власть — есть нечто структурное, безличное, способное выражать всеобщий интерес посредством каких-либо органов (институтов), в том числе и через государственные органы. Часто власть рас­сматривают не только как политическое господство, а прежде всего как систему государ­ственных органов.

2. Люди, живущие в первой половине XX века, не знали ни телевизора, ни мо­бильного телефона, ни стиральных машин. А для их детей и внуков все это, как и сверхзвуковые самолеты, кондиционеры, персональные компьютеры, стало частью обычной жизни. Какие выводы о развитии науки и образования можно сделать из этих фактов?

Коренные изменения в системе научных знаний в XX в. превратили науку в непосред­ственную производительную силу общества. Определяющими направлениями прогресса оказываются знания и информация. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профес­сионализм, обучаемость и способность работника к творчеству в своей деятельности. Воз­растает использование компьютерной техники в производстве.

С распространением персональных компьютеров оказалось возможным выполнить ос­новное критериальное условие информационного общества — ничем не ограниченный доступ к информации каждого члена общества в любое время и в любой точке страны. Вместе с тем, их внедрение открывает неограниченные возможности для автоматизации производства, научных исследований, образования, медицинских исследований, всех ви­дов социально-бытового сервиса и общения людей.

Получение нового знания (цель науки), неразрывно связано с одной из целей образова­ния — распространением нового знания. Оно также претерпевает значительные измене­ния. Во-первых, благодаря информационным технологиям образование становится все бо­лее доступным. Они также способствуют развитию творческих навыков, логического мышления обучающихся, умению решать комплексные проблемы. Увлечение новыми ин­формационными технологиями, как правило, расширяет и углубляет разносторонность ин­тересов подростков, делает их более адаптированными, приспособленными к условиям по­стоянно технологически изменяющейся окружающей среды, готовит их к тому, что скоро их поколение будет двигать вперед науку и способствовать прогрессу.

3. Вы приобрели в магазине телевизор, гарантия которого три года. Какие дейст­ вия вам необходимо осуществить, чтобы в случае поломки телевизора до истечения гарантийного срока воспользоваться правами, предусмотренными законом?

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» на товары, предназначен­ные для длительного пользования, к которым относятся и телевизоры, изготовитель вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого изготовитель обязывается обеспе­чивать потребителю возможность использования товара по назначению. Более того, изгото­витель вправе устанавливать на такой товар гарантийный срок — то есть период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель или продавец обязаны удовлетворить требования потребителя. Продавец (изготовитель) отвечает за недостатки то­вара, на который установлен гарантийный срок, если не докажут, что они возникли после пе­редачи товара потребителю из-за нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара.

Что же может потребовать потребитель в случае поломки телевизора?


• потребовать замены на товар такой же марки (этой же модели);
• потребовать замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим пе­рерасчетом покупной цены;
• потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
• потребовать незамедлительного устранения недостатков товара или возмещения расхо­дов на их исправление потребителем или третьим лицом;
• отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить то­вар, имеющий недостаток.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причи­ненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.


БИЛЕТ № 3

1. Право, его роль в жизни государства и общества.

Изучение понятия права следует начинать с вопроса о происхождении права. В эпоху Первобытности жизнь людей была подчинена строгим правилам поведения — социаль­ным нормам, появившимся в целях регулирования их деятельности. Социальные нормы первобытного общества закрепляли ту или иную территорию за соответствующим кланом; указывали, на каких животных надо охотиться, время охоты на них; запрещали убийства, телесные повреждения, каннибализм, кровосмешение, колдовство (им могли заниматься лишь колдуны), воровство, похищение женщин и детей, нарушение супружеской верности и т.д.; помогали организовывать приготовление пищи, разжигание и поддержание огня, строительство жилищ и т.д. Нарушителей, если такие встречались, ждало наказание — общественное порицание, изгнание из общины или смертная казнь. Эти правила поведения представляют собой мононормы, то есть единые, специфические нормы поведения перво­бытного общества, которые предшествуют становлению правовых и моральных систем.

Постепенно с возникновением государства, усложнением социальных связей в общест­ве мононормы начинают перерастать в нормы права и морали. Но тем не менее все соци­альные нормы сохранили общие признаки:
- представляют собой правила поведения общего характера;
- обладают той или иной степенью обязательности;
- направлены на упорядочение общественных отношений.
Право имеет и свои специфические характеристики:
- правовые нормы устанавливаются государством; другие социальные нормы складыва­ются стихийно или устанавливаются отдельными общественными организациями (на­пример, уставы партий);
- правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна;
- исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством;
- нарушение правовых норм влечет ответственность перед государством;
- в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система; для других социальных регуляторов возможно параллельное существование различных социаль­ных норм (например, наличие разных религий в одном государстве).

Право сложная философская категория, определение которой занимало многие умы, начиная с Античности. Все определения можно свести к двум точкам зрения: первая была сформулирована школой естественного права (Ж.Ж. Руссо, А. Радищев, Т. Гоббс и др.), другая же относится к нормативистской школе права (Р. Иеринг, Г. Кельзен, Н. Коркунов, Л. Дюги, П.И. Новгородцев и др.). Итак, право — это:
1) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий;
2) система обязательных правил поведения, формально определенных и закреп­ленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

И то, и другое определение верно определяют сущность права, только делают это с разных позиций. В действительно правовом государстве эти обе характеристики права совпадают.

2.Испанский социолог М. Кастелье вывел следующую формулу постиндустриаль­ ного общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества постарался выразить ученый? Чем еще характеризуется данное общество?

В 70-80-е гг. XX столетия в наиболее развитых странах началась третья волна измене­ний в истории человечества — переход к постиндустриальному обществу, которое также называют информационным.

Информационное общество — это новая историческая фаза развития цивилизации, в ко­торой главными продуктами производства являются информация и знания. В экономику ак­тивно внедряются информационные и телекоммуникационные технологии. Информация превращается в один из главных факторов производства, пронизывает все сферы жизни об­щества. Использование информационно-коммуникационных технологий неизмеримо повы­сило мобильность капиталов, товаров и услуг, стимулировало предпринимательскую дея­тельность, развитие торговли, занятость, дало возможность более эффективно и творчески решать различные экономические и социальные проблемы, позволило людям шире исполь­зовать свой потенциал.

Согласно теории основоположника постиндустриального общества Д. Белла, «осью» такого общества является знание, и прежде всего знание научное. В постиндустриальном обществе резко возрастает прикладная роль научных исследований, в том числе фундамен­тальных. Основным двигателем технологических изменений стало внедрение в производ­ство научных достижений. Наибольшее развитие получают наукоемкие и информацион­ные технологии, такие как нанотехнология, микроэлектроника, программное обеспечение, робототехника, биотехнологии и др.

Важная черта постиндустриального общества — усиление роли и значения человече­ского фактора. Меняется структура трудовых ресурсов: уменьшается доля физического и растет доля умственного высококвалифицированного и творческого труда. Увеличиваются затраты на подготовку рабочей силы: расходы на обучение и образование, повышение ква­лификации и переквалификации работников.

3.На улице вы увидели группу людей, которые призывали взрослых вместе с детьми перекрыть пролегающую поблизости автомобильную магистраль, чтобы за­ставить власти прекратить начавшуюся вырубку находящегося рядом старинного парка. Как вы поведете себя? Объясните вашу позицию.

Действия указанной группы людей подпадают под нормы Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировани­ях». Проведение данной акции носит явно противоправный характер, так как согласно ста­тьи 8 указанного закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. К тому же к местам, в которых проведение публичного меро­приятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектами к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил тех­ники безопасности

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, испол­няющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Таким образом, попытка перекрыть автомобильную магистраль является явным нару­шением правил дорожного движения и может привести к тяжким последствиям. Поэтому к таким действиям призывать нельзя. Если есть сомнению в законности вырубки старинного парка, об этом необходимо немедленно сообщить в районную администрацию.


БИЛЕТ № 4

1. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

Потребности — это то, без чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его разви­тие как личности и как члена общества. Потребности человека - это состояние объективной ну­жды организма в чем-то, что составляет необходимое условие его нормального функциониро­вания. Именно потребности являются основой активности человека.

Их можно разделить на несколько групп:

1) Биологические (или как их иногда называют — органические, или материальные) потребности — потребности в пище, одежде, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии и другие, удов­летворяющие предметно-чувственную, практическую и материальную деятельность.

2) Социальные потребности — необходимость в общении с другими людьми, в общественной дея­ тельности, в общественном признании; стремление завоевать уважение в коллективе сверстни­ ков, потребность в друге, которому можно довериться, в любимом человеке. Позже возникает стремление найти место в жизни, получить общественное признание и т.д.

3) Духовные (идеальные, или познавательне) потребности: в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и т.д.

Но многие потребности носят материальный характер и удовлетворяются в рамках экономиче­ской сферы. Человек в своей хозяйственной деятельности научился удовлетворять разнообразные потребности, производя товары и услуги, то есть экономические блага. Товары предметно осязае­мы, их производство разделено во времени. А производство и потребление услуг невозможно раз­делить во времени.

Ресурсы (факторы производства). Постепенно с развитием общества экономическая наука расширяла представления о факторах, необходимых для производства благ. К ним относят все при­родные, людские и произведенные человеком ресурсы:

Природные факторы

Человеческие факторы

Капитал

Информационные факторы

Земля, природные ископаемые, растения, животные и пр Умственные и физические усилия человека Деньги, машины, оборудование Знания, управленческие и информацион ные навыки

На рубеже VIII-VII тыс. до н.э. человечество перешло от собирательства, то есть присваиваю­щего хозяйства (сбор дикорастущих плодов, охота, рыболовство), к производству (воздействию че­ловека на природу с целью создания благ или оказания услуг). С появлением земледелия, скотовод­ства, ремесел основным производителем продуктов потребления становится непосредственно человек. В таком хозяйстве труд человека соединяется с действием природных сил (прежде всего земли и пр.), что во много раз увеличивает эффективность использования природных ресурсов. Та­ким образом, земля и труд в начале Нового времени считались основными факторами.

Чтобы осуществлялось производство, необходим еще третий фактор — капитал (или средства производства). Под этим понятием подразумеваются такие производственные ресурсы, как здания, сооружения, оборудование, то есть все те блага, что создаются людьми для того, чтобы производить другие блага. Признание понятия капитала как фактора производства связывают с именем К. Мар­кса.

Возросшая активность предпринимателей в эпоху научно-технического прогресса в XX в. заста­вила признать в качестве фактора производства предпринимательскую деятельность.

Научно-технический прогресс пытается решить и проблемы ограниченности ресурсов, находя и осваивая новые виды энергии (атомная энергетика, солнечные батареи и т.д.), повышая эффек­тивность использования имеющихся ресурсов. Однако в целом это не снимает проблемы, и объем произведенных товаров и услуг всегда ограничен. Вместе с тем потребности людей меняются каче­ственно и количественно, и для их удовлетворения обществу необходимы экономические ресурсы в возрастающем объеме и высокого качества. То есть экономические ресурсы ограничены относи- тельно потребностей людей, и научно-технический прогресс не в состоянии устранить эту ограни­ченность. Отсюда вытекает проблема экономического выбора — поиск и предпочтение наилуч­шего варианта использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при определенных затратах.

2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете вер­ным и почему?

Положение, когда общество служит государству, не приводит к устойчивому, эффективному развитию ни государства, ни общества. Общество создает государство. Государство является поли­тической организацией общества и призвано служить «общему благу». Слабое государство не мо­жет нормально защищать общественные интересы и неизбежно приведет общество к социальным кризисам и катаклизмам. Но общество должно иметь и рычаги влияния на государство. Такое об­щество называют гражданским.

Три начала формируют общество — человек, коллектив и власть. В обществе заложено непре­рывное движение: постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состоя­ния человека, общества и власти к более развитому и более цивилизованному. Ж.Ж. Руссо так сформулировал критерии этого развития: движение к гражданственности, естественности (разумно­сти) и цивилизованности, что означает формирование все более развитой личности, совершенных гражданских отношений и рациональной цивилизованной власти. Становление гражданского обще­ства предстает как цивилизованный процесс, в котором цивилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственно­сти, и государство, и отношения между ним, гражданином и обществом.

Особой проблемой являются взаимоотношения гражданского общества и государства. Граждан­ское общество — это социально-организованная структура, в основном складывающаяся за преде­лами государственных структур, но охватывает и их, так как они образованы гражданами, то есть членами гражданского общества. Такие элементы государственной власти, как разделение властей, наличие легальной оппозиции, многопартийность и т.д. сами по себе не представляют непосредст­венную структуру гражданского общества, но порождены им и являются формами закрепления его влияния на политическую организацию общества.

В формировании гражданского общества в настоящее время наряду с обеспечением личных и политических прав и свобод граждан на первый план выходит создание системы социально-экономической защиты личности по отношению к государству.

3. На улице вы стали свидетелем ограбления пожилого человека и пришли в милицию, чтобы рассказать о происшедшем. Как вы должны вести себя при снятии с вас свидетельских показаний? Что при этом должны предпринять следственные органы? Почему?

В соответствии со ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) при согласии свиде­теля давать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть исполь­зованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего от­каза от этих показаний. Свидетель имеет право являться на допрос с адвокатом, чтобы иметь возможность защитить свои права.

Согласно ст. 191 УПК РФ допрос свидетеля в возрасте до 14 лет (а по усмотрению следователя и допрос свидетеля в возрасте от 14 до 18 лет) проводятся с привлечением педагога, чтобы не на­вредить психоэмоциональному состоянию несовершеннолетнего. При допросе несовершеннолетне­го свидетеля вправе присутствовать его законный представитель (родитель, опекун, попечитель).

Свидетель не имеет права:

— уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд;

— давать заведомо ложные показания либо отказываться от дачи показаний;

— разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с уча­стием в производстве по уголовному делу, если он был об этом заранее предупрежден.

Свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи пока­заний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении таким свидетелям их процессуаль­ных прав следователь должен указать на необходимость говорить правду.


Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 >>>