БИЛЕТ № 5

1. Наука в жизни современного общества.

Одной из важнейших составляющих культуры общества является наука. Наука — высшая форма познания, получения объективных и системно организованных и обосно­ванных знаний о природе, обществе и мышлении. Она доводит до совершенства такие фукции культуры, как познавательная, практическая и методологическая.
Науку принято рассматривать:
• как особую систему знаний о природе, обществе и человеке;
• как особый вид деятельности человека, систему научных исследований, направленных на получение новых знаний;
• как систему специфических организаций и учреждений.
Научное знание, в отличие от обыденного, имеет своей основной целью изучение сути явления, причин и закономерностей его проявления. Для получения научного знания необ­ходима особая подготовка и использование специфических методов познания. Научное знание отличается строгой определенностью и точностью, в то время как обыденное зна­ние оценивает явления объективной действительности в зависимости от повседневных нужд, специальные познавательные задачи при этом отсутствуют.
Главными целями науки являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, то есть в широком смысле ее теоретическое отображение.
Масштабы современной науки неуклонно возрастают, наукой занимаются миллионы людей. Ассигнования на науку в развитых странах ежегодно удваиваются и составляют 10-15 процентов их бюджетов. Количество производимой научной информации также ежегодно увеличивается в 2 раза. Все больше говорят об экономике знаний, а в ряде пере­довых государств возник вопрос о всеобщем высшем образовании.
Важнейшей особенностью современной науки является ее компьютеризация. В связи с этим принципиально изменились объект и предмет познания. В то время как высокая ма­тематизация позволила в свое время развить вероятностное знание о сложных объектах, компьютеризация и кибернетизация науки позволили объяснить и осмыслить сверхслож­ные явления, исследование которых возможно лишь комплексными методами.
Кроме того, вместе с увеличением разнообразия социальных и природных объектов и методов науки, ведущих к ее дифференциации — появлению множества новейших науч­ных дисциплин, происходит интенсивный процесс интеграции. Суть данного процесса за­ключается в объединении в новой науке методологических усилий нескольких дисциплин и возникновении синтетических для исследования пограничных объектов. В настоящее время ежегодно рождаются десятки новых естественно-научных и гуманитарных дисцип­лин, имеющих новые предметы исследования, собственную методологию, теоретический аппарат, представляющих собой синтез двух или нескольких наук.

Основные функции современной науки:
• культурно-мировоззренческая (познавательная);
• в современных условиях наука так неразрывно связана с производственной деятельно­стью, что фактически исполняет функцию производительной силы общества;
• наука — катализатор процесса непрерывного соврешенствования производства (осоз­нание данного факта повлияло на резкое изменение отношения к науке и явилось серь­езной предпосылкой ее решающего поворота в сторону практики);
• социальная сила, непосредственно включенная в процесс социального развития и управления ими (использование научных исследований, для разработки масштабных проектов социально-экономического развития).
2.Для приобретения компьютера несовершеннолетний гражданин П. решил про­дать в антикварный магазин дорогую старинную вазу, доставшуюся ему по наследст­ву. При совершении сделки владелец магазина попросил предъявить завещание ипаспорт, после чего выдал подростку деньги за приобретенную у него вещь. Узнав о совершении сделки, родители подростка подали в суд на владельца магазина. Какое решение должен вынести суд по данному делу? На статьи какого кодекса будет опи­раться суд при вынесении решения?


При разрешении данной ситуации необходимо исходить из того, что указанный несо­вершеннолетний не является эмансипированным (то есть объявленным в соответствии с законом — ст. 27 Гражданского кодекса РФ — полностью дееспособным.
Таким образом, следует руководствоваться ст. 26 Гражданского кодекса РФ, согласно которой сделка по отчуждению (продаже, дарению и т.д.) дорогой вазы может быть со­вершена несовершеннолетним на законных основаниях только с письменного согласия ро­дителей.

Суд, разбирая гражданский иск родителей несовершеннолетнего к владельцу антиквар­ного магазина, прежде всего должен руководствоваться положениями ст. 171 и 175 Граж­данского кодекса РФ, в силу которых эта сделка может быть признана недействительной. Каждая из сторон сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при невоз­можности возвратить все полученное в натуре — возместить ее стоимость в деньгах.
Кроме того, дееспособная сторона (в данном случае — владелец магазина) обязана воз­местить другой стороне нанесенный ею реальный ущерб, так как антиквар знал или дол­жен был знать о недееспособности другой стороны, но, тем не менее, пошел на совершение сделки.

3.К вам обратилась группа ребят, предложившая вступить в их организацию«Юные защитники справедливости». Как вы будете реагировать на это предложе­ние? Объясните ваши действия.

Необходимо проанализировать их деятельность на предмет выполнения Федерального закона «Об общественных объединениях». Данное общественное объединение должно со­ответствовать нормам этого закона, то есть представлять собой добровольное, самоуправ­ляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединив­шихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть гра­ждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения. Но членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а членами и участниками детских общественных объединений могут быть гражда­не, достигшие 8 лет.

Главное — выяснить цели и задачи данной организации, методы их деятельности. За­коном запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или дейст­вия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Хотя закон уточняет, что включение в учредительные и программные документы общественных объе­динений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни.


БИЛЕТ № 6

1. Политический режим. Демократия.

Политический режим — это совокупность средств и способов осуществления политической (прежде всего государственной) власти.
Современная политология различает три вида политических режимов: авторитарный, тотали­тарный и демократический. Для авторитарного режима характерно ограничение, либо отсутствие демократических прав и свобод граждан. Конституции, как правило, декларируют основные права человека и гражданина, но многие из них фактически ограничены или не соблюдаются. Ликвидация или ограничение представительных учреждений. Запрещается деятельность всех партий, кроме пра­вящей, либо запрет всех партий. Оппозиции при авторитарном режиме не допускается. Власть кон­центрируется у правящей элиты, из которой выделяется лидер. При формировании разного рода го­сударственных органов нередко доминирует принцип назначаемости, а выборы в условиях запрета оппозиционных партий и изданий дают искаженные результаты. Хотя есть парламент и судебные ор­ганы, однако разделения властей на практике не существует, безраздельно доминирует исполнитель­ная власть с президентом, который фактически, а порой и юридически возглавляет правящую пар­тию и принимает все важнейшие решения. Основным регулятором общественных отношений является не право, а волевые решения правителей. Государство вмешивается во все сферы жизни общества. Опорой такого государства становится полицейский и военный аппарат.


Тоталитарный режим представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером (фюрером, дуче и т.д.). Государственные органы осуществляют всесторонний контроль за жизнью общества, отсутствуют реальные права и свободы личности. Ликвидируется даже ограни­ченный плюрализм. Концепция разделения властей отвергается, господствует идея единой власти, представленной одним, часто пожизненным лидером. Главной особенностью такого политического режима является господство единой общеобязательной идеологии (например, идея господства «арийской расы» при фашизме). Критика этой идеологии не разрешается и влечет за собой наказа­ние.
Для демократического режима обязательным является не только конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина, но и наличие гарантий реализации их на практике. В демократи­ческом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица избираются, наличествует политический плюрализм. Смена политических группировок и лидеров осу­ществляется путем свободных выборов. Государственное управление производится на основе принципа разделения властей. Главным регулятором общественных отношений является право (закон). Признает­ся право принятия решений большинством и охрана прав меньшинства. Главными методами решения конфликтов являются компромисс и консенсус.
Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическое государство. Вме­сте с тем значение демократии шире. Она представляет собой определенный идеал: весь образ жизни людей, характер общественных отношений, склад бытия, психология людей, политический режим в стране должны быть пропитаны традициями (идеями) демократии.
Демократия как власть народа осуществляется в двух формах — представительной и непосредст­венной.
Непосредственная (прямая) демократия — это прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц. К проявлению не­посредственной демократии относятся сходы, собрания, выборы, референдумы.

Кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (так называемая представи­тельная демократия). Под представительной демократией понимается участие граждан в деятельно­сти органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа. Представи­тельная демократия находит свое наиболее яркое воплощение в парламентаризме. (Ведущее положе­ние парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.) В свою очередь парламент может быть демократическим органом только при условии соблюдения ряда принципов: выборности, сменяемости, широкой гласности и т.д.

Демократия — это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей; высокий уровень представительных учреждений и политического сознания людей, их высокий культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

2.«Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество» — так сформулировал основной принцип рыночной экономики ученый А. Смит. Раскройте смысл этого утверждения и аргументируйте его.


Равное право преследовать свою выгоду является конкуренцией. Под конкуренцией подразумева­ется соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющих­ся у них экономических ресурсов. Конкуренция способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров. Чем выше конкуренция, тем лучше потребителю. Так, например, еще 15 лет назад при появлении на рынке мо­бильных телефонов, они казались немыслимой роскошью. Сейчас в связи с развитием новых техно­логий, достаточно большой конкуренцией и соответственно значительным снижением цены мобиль­ные телефоны стали доступны большинству жителей России.
Выдающийся итальянский экономист Вильфред Парето считал, что только в условиях свободной конкуренции может быть реализован открытый им принцип: в обществе всеобщего благоденствия все выигрывают лишь в том случае, если действующий на рынке индивидуум, извлекая полезность для себя, не уменьшает полезности, извлекаемой другими участниками рынка. Другими словами, бо­гатство общества увеличивается в том случае, если все члены общества выигрывают.

Способность рынка эффективно регулировать распределение ограниченных ресурсов и предос­тавлять надежную информацию покупателям и продавцам классик экономической науки Адам Смит назвал «невидимой рукой провидения». Покупатель не знает продавца и производства, производи­тель не знает покупателя. Но обоими управляет «невидимая рука», обеспечивая благосостояние всех по мере того, как каждый из продавцов и покупателей обеспечивает наилучшим образом свое личное благосостояние. То есть стремление каждого к богатству ведет к богатству общества в целом.

3.На территории, примыкающей к заповеднику, региональные власти решили строить нефтеперерабатывающий завод. Население региона разделилось на два лагеря: защитников природы, выступающих против этого строительства, и сторонников открытия нового пред­приятия, позволяющего решить серьезную для данной территории проблему безработицы. Вы оказались в группе местных жителей, в которой спорили сторонники той и другой позиции. Какую из этих позиций вы готовы поддержать? Какие аргументы вы приведете?

Предложенная проблема является крайне актуальной для современной России и отражает кон­фликт, существующий между человеком как социальным существом и природой. Суть конфликта заключается в отрицательном, как правило, воздействии человека на природу в результате его хозяй­ственной деятельности, бурного расцвета научно-технической революции.
Несомненно, размещение нефтеперерабатывающего завода существенно улучшит экономиче­скую ситуацию в регионе, позволит увеличить количество рабочих мест. Перевод завода в другую местность все равно не гарантирует экологическую безопасность жителям. Единственным гарантом экологической безопасности может являться соблюдение всех технологических и экологических правил при постройке и функционировании объекта. Но в этом случае необходимо сотрудничество в этом вопросе как государственных, муниципальных органов власти, так и общественности.
Одним из механизмов осуществления экологического контроля является экологическая экспертиза, то есть установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим тре­бованиям.
Статья 19 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» закрепляет следующие права граждан и общественных организаций (объединений) в области эколо­гической экспертизы:
- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, прожи­вающего на данной территории;
- направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и его территори­альным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- получать от федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в об­ласти экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспер­тизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;
- осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законо­дательству Российской Федерации.

При подготовке заключения государственной экологической экспертизы при принятии решения должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной эколо­гической экспертизы и отражающие общественное мнение.

Таким образом, при принятии решения о строительстве данного объекта необходимо учесть все возможности государственного и общественного контроля над данным объектом.


БИЛЕТ № 7

1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.

В систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:
1) органы судебной власти;
2) прокуратура;
3) органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительные функции.

Органы судебной власти в РФ. Судебная власть в Российской Федерации в соответ­ствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответ­ствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Феде­рации» действует следующая система судов.


1. Конституционный Суд РФ, а также конституционные (в республиках в составе РФ) и уставные (в других субъектах РФ) суды составляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуще­ствляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти.Они осущест­вляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства.Воз­главляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являютсясуды субъектов Фе­дерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматри­вают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бес­спорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и де­ловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе мо­гут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя.Арбитражные судысубъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитраж­ных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральныеарбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную цен­трализованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществ­ляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и ис­полнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В Конституции РФ 1993 г. статус прокуратуры определен в самых общих чертах в гл. 7 «Судебная власть».

Одним из правоохранительных органов является Министерство внутренних дел Рос­сийской Федерации (МВД России) — федеральный орган исполнительной власти, осу­ществляющий выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел, а также государственную политику в сфере миграции.

Основными задачами МВД России являются:
1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере дея­тельности;
2) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфередеятельности;
3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и граж­данина;
4) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлении, а также предупреждения и пресечения ад­министративных правонарушений;
5) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
6) организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государст­венной охраны имущества и организаций;
7) управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними вой­сками Министерства внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельно­сти.

2.Русский филосов И.А. Ильин считал, что необходимо «научить народ само­стоятельно думать о государственной жизни, понимать ее задачи и самостоятельно действовать во имя ее целей». Нужно ли это делать в наше время? Если такую зада­чу не решать, то каковы будут последствия этого? Объясните ваш ответ.


Одной из самых серьезных проблем, стоящей не только перед современной Россией, но и другими государствами, является отчуждение между властью и народом. Правильно налаженное взаимодействие между государством и его гражданами позволяет строить на­стоящее суверенное демократическое государство, устойчиво развивающееся, несмотря на внутренние проблемы и внешние конфликты.
Для этого необходимо выстроить саморазвивающуюся систему вовлечения граждан в решение вопросов как государственной важности, так и проблем местного самоуправле­ния. В нее входят несколько направлений: выборы в органы власти, деятельность общест­венных структур (в том числе Общественных палат), общественные инициативы граждан по каким-либо актуальным проблемам, работа в различных общественных организациях.
Если не привлекать население к решению государственных и местных проблем, не развивать многоканальную связь между властью и населением, неизбежно обострение противоречий между народом и государственной властью, которое может привести к со­циальному взрыву.

3.Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреж­дениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выпол­нять это поручение? Намечаемые действия объясните.

1. Определить перечень учреждений и памятников, с которыми предполагается озна­комить одноклассников.

Для подбора перечня памятников культуры необходимо в библиотеке подобрать о них краеведческую литературу. Подбор целесообразно определять, исходя из каких-либо ха­рактеристик:
• близко расположены к школе;
• тематически объединены (церковная архитектура, «старинные улочки родного горо­да», исторический центр города и т.д.);
• хронологически созданы примерно в одно время (например, исторические памятники начала XIX в., здания и сооружения периода советского конструктивизма и т.п.).

2. Подобрать материал об избранных памятниках культуры (в библиотеке, через Ин­тернет).

3. Найти фотографии объектов в сети Интернет или самостоятельно их сфотографиро­вать.

4. Составить рассказ об избранных памятниках культуры с использованием презента­ции PowerPoint.

5. Провести пешую экскурсию по выбранным местам. Для посещения учреждений культуры:
1. С помощью рекламы в средствах массовой информации, афиш определить те куль­турно-массовые мероприятия, которые предполагается посетить, и стоимость билетов.
2. Довести информацию до сведения одноклассников.
3. Организовать покупку билетов для желающих.


БИЛЕТ № 8

1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и граждани­на. Конституционные обязанности граждан.


Общепризнанный в международном праве перечень прав и свобод человека и гражда­нина в совокупности составляет систему гражданских (личных), политических, социаль­ных, экономических, культурных прав. В полном объеме они зафиксированы во второй главе Конституции Российской Федерации.
В группу гражданских (личных) прав и свобод входит большинство естественных прав человека, которые принадлежат каждому от рождения. Это прежде всего право на жизнь. Оно является предпосылкой всех остальных прав. Человек может быть лишен жизни толь­ко на основании должной судебной процедуры по приговору суда. Право на жизнь связано с другими правами человека и конституционными гарантиями (правом на благоприятную окружающую среду, правом на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь и т.д.).
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Лишение свободы (тюрем­ное заключение) возможно только по приговору суда. Физическая неприкосновенность чело­века защищена уголовным законодательством (уголовная ответственность за убийство, телес­ные повреждения и прочее), административным (ответственность за правонарушения в области охраны труда и здоровья населения, так, например, любое медицинское вмешательст­во — операция, укол и т.д. — допускаются только с согласия пациента), уголовно-процессуальным (запрет домогаться показаний обвиняемого, свидетелей путем насилия или угроз) и т.д.
Среди личных прав Конституция РФ называет достоинство личности, которое охраня­ется государством. «Ничто не может быть основанием для его умаления», — записано в Конституции. Это означает, что никакие обстоятельства, в том числе психическая болезнь, чрезвычайное положение, война и т.п., не могут служить основанием для умаления досто­инства личности.
Каждый человек в Российской Федерации имеет право на неприкосновенность частной жизни, что означает предоставленную человеку и гарантированную государством возмож­ность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

Конституция гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соот­ветствии с ними.
Помимо перечисленных личных прав и свобод человека Конституция Российской Феде­рации устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальную при­надлежность, имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обще­ния, воспитания, обучения и творчества. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, может свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а гражданин Рос­сийской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Политические права и свободы — это права, принадлежащие человеку как члену поли­тического сообщества, когда он выступает прежде всего в качестве гражданина государст­ва. Это права и свободы граждан формировать органы государственной власти и само­управления и участвовать в их деятельности, в управлении государством.

К политическим правам относятся:
Свобода мысли и слова. Это означает, что каждый человек может излагать свое мнение публично как в устной, так и письменной форме. Обязанность соблюдать это положение распространяется на государство, любую партию, общественную организацию, отдельную личность.

Право на информацию является элементом свободы мысли и слова, это право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым закон­ным способом.

К политическим правам также относятся: • свобода ассоциаций (или право на объединение);
• свобода собраний, включая право на манифестации;
• право участвовать в управлении делами государства;
• право на равный доступ к государственной службе;
• право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
Экономические права в своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и по­требления товаров и услуг и включают в себя право на свободное осуществление экономи­ческой деятельности, право частной собственности, право на свободный труд.

Социальные права тесно связаны с экономическими правами. К ним относятся право на отдых, право на жилище, право на социальное обеспечение, на охрану здоровья и меди­цинскую помощь и др.

Культурные права, зафиксированные в Конституции, связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.
Конституционные обязанности человека и гражданина тесно связаны с правами и сво­бодами. Конституция РФ закрепляет следующие основные обязанности:
• обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15);
• уважение прав и свобод других лиц (ст. 17);
• забота о детях и нетрудоспособных родителях (ст. 38);
• получение основного общего образования (ст. 43);
• забота о памятниках истории и культуры (ст. 44);
• уплата установленных налогов и сборов (ст. 57);
• сохранение природы и окружающей среды (ст. 58);
• защита Отечества (ст. 59).


2.Государство или правительство должно гарантировать осуществление прав и свобод человека? Объясните свой выбор ответа.


Наличие конституционных прав и свобод нуждается в гарантиях их реализации. Эта обязанность лежит на всех государственных органах власти. Под гарантиями понимают­ся правовые средства, обеспечивающие реализацию и защиту основных прав и сво­бод граждан.
Различают несколько видов гарантий.
Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких усло­вий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу ученые от­носят социальную стабильность, развивающуюся экономику, обеспечение занятости насе­ления, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов и т.д.


Политические гарантии заключаются в обеспечении государством участия граждан в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и способны со­действовать достижению гражданского согласия.

Юридические гарантии — это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина.

3.Представьте, что в одной из поездок вы оказались в окружении людей, которые не понимают вашего языка. Что вы будете делать? Какими способами попробуете ус­тановить контакт при отсутствии сопровождающего лица?

Несмотря на незнание языка, человек может установить коммуникацию с окружающи­ми. Коммуникация — в широком смысле — обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Она может осуществляться вербальными (словес­ными) и невербальными (без использования слов) средствами.


Для решения возникшей проблемы следует использовать так называемые «невербаль­ные средства коммуникации» — это средства общения, включающие систему жестов, пан­томиму, мимику. Жест — это физическое движение, поза или выражение лица, несущие, согласно существующим в обществе культурным традициям, определенную смысловую нагрузку.
Также можно использовать и так называемые «вторичные языки» — азбуку Морзе, му­зыкальные ноты, языки программирования.


Страницы: <<< 1 2 3 4 5 6 7 8 >>>