БИЛЕТ № 17

1. Семья как малая группа.
Семья как основной институт общества выполняет определенные функции, которые можно разделить на специфические и неспецифические.
Специфические функции отражают особенности семьи как социального явления и оста­ются за семьей при любых изменениях в обществе:
- рождение детей (репродуктивная функция);
- содержание и первичная социализация детей (экзистенциальная и воспитательная функции).
Неспецифические функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства, досугом и т.д.<
Самым ранним общественным институтом, который появился еще в первобытнооб­щинное время, является семья. Семья представляет собой союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей на воспитание. По мере развития общественных отношений се­мья частично передавала некоторые свои функции другим социальным институтам — церкви, органам образования и пр. Но вместе с тем семья остается наиболее важным соци­альным институтом общества и выполняет целый ряд функций:
• эмоциально-психологическая (эмоциональное общение, формирование чувства защи­щенности);
• социально-воспитательная (образование и воспитание);
• статусная функция (наделение наследственными статусами — национальность, при­ надлежность к городскому или сельскому населению, религия и пр.) и т.д.
• репродуктивная;
• хозяйственно-бытовая (поддержание физического здоровья членов семьи, уход за деть­ми);
• экономическая (экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, накопление собственности и передача ее по наследству);
• досуговая и др.

2.Сравните две позиции, два приоритета в экономической политике государства:
1) максимально полное вытеснение государства из сферы регулирования экономиче­ских отношений, уменьшение числа его функций, полная свобода рынка и цен; 2) возрастание роли государства в регулировании экономических и социальных процес­сов. Какую позицию вы бы поддержали? Можно ли учесть обе позиции и добиться компромисса? Аргументируйте ваш ответ.

Стихийное рыночное регулирование зародилось в XVI—XVII вв. — прежде всего в Ни­дерландах и Великобритании, а окончательно сложилось в 50-60-е гг. XIX в. в Соединен­ных Штатах Америки и в Западной Европе. Основу экономики в данный период составля­ло крупное машинное производство, общественное разделение труда было на достаточно высоком уровне. В результате основным регулятором сложившейся в указанный период системы рыночных отношений стала рыночная цена товара.
Однако мнению о преимуществах минимального вмешательства государства в эконо­мику противоречили регулярно повторявшиеся периоды спада производства, понижения спроса на товары, длительной массовой безработицы и другие отрицательные факторы. Особо разрушительным оказался экономический кризис 1929—1933 г. в странах Запада, ко­гда товары, не нашедшие спроса, уничтожались, а проблема голода среди большей части населения не была решена.
Хотя рыночная экономика является эффективной системой, в то же время рынок не может регулировать все. Внутри самой рыночной системы существуют определенные не­гативные факторы. В частности, каждый предприниматель хочет избавиться от строгих ог­раничений, которые возникают в связи с конкуренцией. В результате нередко происходят тайные сговоры производителей (например, относительно цен на нефтепродукты). Кроме того, научно-технический прогресс в большинстве отраслей производства порождает крупномасштабное производство, более выгодное с точки зрения использования прогрес­сивных технологий. Это ведет к увеличению размера фирм, общему уменьшению их числа, что, в свою очередь, порождает тенденцию к монополизации рынка (то есть действиям (бездействию) предпринимателей, органов исполнительной власти, направленных на огра­ничение и устранение конкуренции, повышение цен).
Стало очевидным, что без повышения экономической роли государства невозможно нор­мальное функционирование рыночной системы. Учитывая это, английский экономист и обще­ственный деятель Дж. М. Кейнс в 1936 г. сделал вывод о том, что свободная рыночная эконо­мика не способна сама по себе, без помощи государства, поддерживать экономическую стабильность и полную занятость. Кейнс объяснял экономические спады и безработицу недос­таточностью совокупного спроса на произведенные товары. Поэтому капиталистическая эко­номика не саморегулируема и не способна к бесконечному процветанию. Экономические ко­лебания связаны не только с внешними факторами, но и с внутренними (отсутствием согласованности в принятии основных экономических решений, устойчивым понижением цен и заработной платы).
Таким образом, необходимо найти золотую середину — вмешательство государства в экономику неизбежно, но необходимо сделать его как можно более эффективным.

3.Вы с другом возвращались домой со спектакля, который закончился в одинна­дцать часов вечера. К вам подошел наряд милиции и попросил предъявить докумен­ты, которых у вас не оказалось. Имеют ли право сотрудники милиции задержать вас для установления личности? Что они должны предпринять для этого? Каков может быть срок вашего задержания?
В соответствии со ст. 10 Закона «О милиции» органы внутренних дел обязаны предот­вращать и пресекать преступления и административные правонарушения.
Статья 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) признает ад­министративным правонарушением, если гражданин России проживает по месту житель­ства или по месту пребывания без удостоверения личности гражданина (паспорта), или по недействительному паспорту, либо без регистрации по месту жительства или по месту пребывания.
Поэтому требования наряда милиции предъявить документы вполне обоснованы. Более того, согласно ст. 23.3. и 27.3 КоАП сотрудники милиции были вправе в данной ситуации осуществить административное задержание, которое применяется в исключительных слу­чаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.
В силу ст. 5 Закона «О милиции» сотрудники органов внутренних дел в случае задержа­ния несовершеннолетних обязаны сообщить родственникам о задержании, а также админи­страции по мету работы или учебы.
Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать три ча­са (ст. 27.5 КоАП). Кроме того, в силу ст. 27.6 КОАП несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, должны содержаться отдельно от взрослых лиц.


БИЛЕТ № 18

1. Особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психо­логическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Под­росток начинает быстро расти — темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной тка­ни, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерны­ми являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.
Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эст­рогенов, у мальчиков — тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня над-почечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные из­менения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.
В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая кон­центрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблем­ное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия — это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.
Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей дея­тельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продук­тивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, тео­ретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принима­ет постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на буду­щее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подрос­ток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, при­спосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.
Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.
Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадек­ватная самооценка, чаще всего заниженная.
В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Оно иногда прохо­дит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негати­визм, поиск себя и своего места среди других. Подросток испытывает внутренний конфликт: возни­кающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порож­дает чувство одиночества и подавленности.
Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Очень важное значение имеет возни­кающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. Для данного возраста характерно стремление к признанию собст­венных заслуг в своей значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причем взаимоотно­шения между этими группами в представлении подростков порой резко антагонистичны.
Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ре­бенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизнен­ный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уни­кальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.

2.Современный правовед Б. Лукашова пишет: «В цивилизованном обществе суду принад­лежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное пра­во, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с предста­вительными органами и органами управления, тем выше в стране уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан. <...> В государстве, стремящемся стать правовым, суд обязан быть именно Судом - авторитетным, властным, самостоятельным, подлинно независимым. Люди хотят видеть в нем не бюрократи­ческое учреждение, долгое на разбирательство и скорое на расправу, а реального гаранта их прав, надежного защитника их интересов». Сформулируйте основную идею прочитанного тек­ста. Раскройте смысл следующего высказывания: «В цивилизованном обществе суд олицетво­ряет подлинное право, истинную справедливость».
Основной идеей данного высказывания является то, что стабильное, успешно развивающееся де­мократическое государство не может существовать без независимой эффективной судебной системы, которая призвана, прежде всего, защищать права человека. Ответственность судей особенно велика, когда рассматриваются уголовные преступления и решение суда может лишить человека свободы, а по законодательству отдельных государств и даже жизни. Именно суд олицетворяет собой справед­ливость, которая лежит в основе права. И если суд выносит решения своевременно, объективно учи­тывая все обстоятельства дела, независим от каких бы то ни было влияний, его авторитет непоколе­бим. В таком случае он является стабилизирующей силой для других государственных органов и в целом для всего общества.
Судебная власть ведет свое начало еще с древнейших времен. Исследователи отмечают, что с то­го момента, как появилось сознание права, совмещающего в себе все необходимые условия для фи­зического и нравственного развития человека, в нем явилось, вместе с тем, и сознание необходимо­сти такой власти, которая охраняла бы его право. Эта власть, в какой бы форме она не проявлялась, и получила название судебной. Суд призван обеспечить господство права во всех сферах обществен­ной жизни, в том числе и по отношению к государственным органам. Таким образом, судебной вла­стью следует считать особую форму деятельности государства, осуществляющую свои полномочия специально созданными государственными органами — судами, в области защиты прав и свобод че­ловека и гражданина, основ конституционного строя.
Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, осуществляющих правосудие, обладающих некоторыми полномочиями в области контроля за закон­ностью деятельности других ветвей власти. Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность и исключительность. Основным содержанием деятельности судебной власти яв­ляется защита прав и свобод человека и гражданина, и это один из главных элементов, характери­зующих судебную власть как власть арбитра, противовеса законодательной и исполнительной вла­сти. Именно суд служит гарантом законности как правоохранительный институт, подчиненный только Конституции и правовым законам.
Сила судебной власти заключается только в неуклонном исполнении закона, в уважении реше­ний суда всеми — гражданами, учреждениями, организациями, предприятиями, органами власти, обществом в целом. Такое отношение к суду характерно, как правило, для государств с развитыми демократическими традициями, там, где неукоснительно исполняется принцип верховенства права.

3.Вы принимаете решение, что делать после окончания 9 класса. Что нужно предпринять, чтобы ваше решение выполнить? Дайте обоснование принимаемому решению и намечаемым действиям.
Прежде чем принять решение, необходимо определиться с выбором профессии. Любая профес­сия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества». Поэтому сначала оцените свои способности. Лучше, принимая решение, опираться на них, выбирая тот путь, где способности будут максимально реализованы, потому что в этой деятельности есть шанс добиться наибольшего успеха. Но нужно помнить, что способности формируются в деятельно­сти, а психические свойства человека (способности, интересы или черты характера) — это гибкие и изменяющиеся качества.
Чтобы достичь определенных успехов в работе, сделать карьеру, работа должна нравиться, по­этому, определяясь с выбором дальнейшего жизненного пути, необходимо выбирать вид деятельно­сти, который доставляет радость. Очень важно при выборе профессии знать ситуацию на рынке тру­да, конкурентоспособность тех или иных профессий. Так, например, в настоящее время существует перепроизводство специалистов в области экономики и юриспруденции и более востребованными являются инженерные специальности. Еще более необходимыми на рынке труда являются высоко­квалифицированные рабочие.

Определившись со своими предпочтениями (при необходимости можно обратиться к специали­сту по профориентации), следует выбрать учебное заведение, где стоит продолжить обучение. Если есть желание стать высококвалифицированным рабочим, необходимо выбрать соответствующее уч­реждение начального профессионального образования. Если есть необходимость работать сразу по­сле окончания 9 класса, то стоит рассмотреть вариант обучения в вечерней (сменной) школе. Если есть желание продолжить обучение в старшей школе, а затем в вузе, стоит рассмотреть вариант обу­чения в профильных классах. Но в любом случае получение основного полного общего образования является обязательным и необходимо для дальнейшей профессиональной реализации.


БИЛЕТ № 19

1. Социальные ценности и нормы. Мораль.

Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, об­разцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы можно разделить на несколько видов:
нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;
правовые нормы, формально определенные правила поведения, установленные либо санкциони­рованные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обяза­тельно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система;
религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями;
политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством и т.п.;
эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.

Мораль — один из видов социальных регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к ок­ружающей среде. Содержание морали составляет совокупность принципов и норм, которые спо­собны оказывать особое, духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гу­манного поведения. К ним можно отнести, например, принцип гуманизма (человечность, справедливость, милосердие) или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лжесвидетельст­вуй», «исполняй данное обещание», «не лги» и т.д.

Нормы морали — это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается зда­ние нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоян­но воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Нормы морали различаются не только по содержанию предписания, но и по своему источнику. Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ и др.), обществен­ное мнение и, наконец, сам человек (по выражению Канта — его «самообязывающий разум»). Подлинно моральной норма становится только тогда, когда содержащееся в ней требование осоз­нается самим человеком как внутреннее веление самому себе, как субъективная необходимость.

Нормы морали, несомненно, исторически изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. Каждый человек выбирает для себя те ценности морали, на которые он ориентирует­ся в своей ежедневной жизни. Однако за свою историю человеческое общество сформулировало идеалы, которые служат моральными ориентирами для каждого человека, помогают ему чувство­вать себя достойной личностью, дают уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что живет он не напрасно, что будущие поколения смогут вспомнить его добрым словом. Это те нормы, ко­торые выдержали проверку на общезначимость, на всеобщее, всечеловеческое применение. Такие проверенные временем моральные правила стали общечеловеческими моральными ценностя­ми. К основным нравственным ценностям относятся прежде всего совесть, достоинство и честь, ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.

Суммируя вышесказанное, отметим, что отличие норм морали от других социальных регулято­ров заключается в следующем:
1) главной целью нормы морали является побуждение человека к совершенству, к добру в широ­ком смысле слова;
2) нормы морали возникают как результат свободной, волевой активности человека;
3) нормы морали очерчивают сферу безусловно запретного поведения, побуждают человека жить сообща с другими людьми согласно «золотому правилу нравственности», которое гласит: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отно­шению к тебе».

2.Прочтите документ и ответьте на вопросы к нему. Современный российский эконо­мист В.И. Данилова-Данильян пишет: «Рынок — это, прежде всего, система, обеспечиваю­щая свободу в хозяйственных действиях. Потребитель свободен в выборе товара, производи­теля, форм приобретения товара и т.п. Производитель свободен в выборе вида деятельности, объема, форм ее реализации и т.д. ...Рыночные свободы формировались постепенно, вместе с созреванием общества, способного их гарантировать на деле... Рынок порождает силы, дей­ствующие против его собственных свобод, — монополизм, кризисы перепроизводства, чрез­мерное неравенство, влекущее за собой социальную неустойчивость. Поэтому лучше стес­нить рынок сравнительно мягко, ограничивая его силы, нежели оставить им возможность развернуться во всю ширь, так что в результате рынок деградирует или будет разрушен сти­хийными социальными ударами».Какие свободы предоставляет общество с рыночной эко­номикой? Объясните необходимость регулирования и стеснения рыночных свобод. Приве­дите примеры отрицательного воздействия рыночной стихии на экономику.

Позитивными чертами рынка можно считать то, что он:
• объективно формирует структуру производства;
• стимулирует научно-технический прогресс;
• способствует ресурсосбережению в обществе;
• направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и обще­ства;
• работает на принципах саморегуляции и таким образом стихийно координирует экономическую деятельность людей.

Однако иллюзии относительно рынка как лекарства от всех бед были разрушены экономиче­скими потрясениями рыночной экономики стран Западной Европы и США в первой половине XX в. — в 1929-1933 гг. мир был потрясен Великой депрессией, характеризовавшейся спадом произ­водства, высоким уровнем безработицы, гиперинфляцией и т.д. Это заставило ученых-экономистов искать новые пути разрешения экономических кризисов, понимая, что рынок имеет и много негативных черт:
• невозможность гарантировать решение таких социально-экономических проблем, как безрабо­тица, инфляция, экологическая безопасность;
• отсутствие заинтересованности в развитии фундаментальной, а не прикладной науки;
• распределение товаров и доходов по результатам конкуренции приводит к неравенству доходов, социальному неравенству, социальной напряженности;
• тенденции к концентрации и монополизации производства;
• циклическое развитие экономики (спад-подъем);
• недостаточность только рыночных механизмов в разрешении социальных и экономических кон­фликтов и т.д.

Преодоление недостатков рынка предложил знаменитый английский экономист и государст­венный деятель Дж.М.Кейнс. Он считал, что свободная рыночная экономика не способна сама по себе, без помощи государства, поддерживать экономическую стабильность и полную занятость. Чтобы победить экономический спад и безработицу, необходимо или увеличить государственные расходы, или сократить государственные доходы (в первую очередь налоговое бремя), — это, по его мнению, способствует росту потребительского и инвестиционного спроса в частном секторе экономики.

Таким образом, негативные черты рынка должны нивелироваться грамотной государственной политикой.

3.В течение года вы работали по договору в фирме, производящей канцелярские принад­лежности. Поскольку сумма заработка была достаточно высокой, вы решили освободиться от родительской опеки и добиться объявления себя полностью дееспособным. Имеете ли вы на это право, если вам исполнилось 16 лет? Какая может возникнуть трудность и есть ли способ ее преодоления?

Любой несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, в соответствии со ст. 27 Гражданско­го кодекса Российской Федерации может быть объявлен полностью дееспособным, если он рабо­тает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятель­ностью.

При согласии обоих родителей объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (так называемая эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства (орган, создаваемый при администрации муниципального образования).

Если же родители (или один из них) против объявления несовершеннолетнего дееспособным, он вправе добиться признания полной дееспособности в судебном порядке. Однако следует пом­нить важный момент: родители с момента признания несовершеннолетнего полностью дееспособ­ным не несут ответственности по его обязательствам, в том числе возникшим вследствие причи­ненного несовершеннолетним вреда, — ответственность в полном объеме возлагается на него.


БИЛЕТ № 20

1. Социальная структура общества.

Общество есть сложная организация взаимодействий и взаимосвязей человека, групп, каст, слоев, прослоек, классов.

Структура общества — это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.

Социальной группой называют общность (объединение) людей, выделяемую на основе оп­ределенного признака (например, характер совместной деятельности, общность интересов и ценностей).

Большие социальные группы выделяют по положению в обществе, величине доходов, способам получения средств к существованию, уровню образования, профессии и др.

Некоторые исследователи называют большие группы «стратами», другие употребляют понятия «слой», «прослойка», «класс» и др. Единого мнения по этому вопросу не существует.
Своеобразным типом социальных групп являются касты.

Примером социальной группы являются сословия, сложившиеся в средневековой Европе. Со­словное деление отличают значительные имущественные и социальные различия между отдельными группами. Сословные привилегии, права и обязанности складывались в первую очередь политиче­ским путем и закреплялись законодательным.

Примечательно, что общество не просто разделено на группы, но и имеет четко выраженную ие­рархическую структуру. В науке для обозначения данного явления используется термин «стратифи­кация». Социальная стратификация проявляется во всех областях общественной жизни — политиче­ской, профессиональной, культурной.

Формы социальной стратификации изменяются по мере развития общества Так, в средневековой Ев­ропе наиболее высоким статусом обладали духовенство и аристократия. Обедневший представитель знат­ного рода был более уважаем в обществе, чем зажиточный купец. В то же время в буржуазном обществе капитал стал определяющим фактором положения человека в обществе, открывал путь вверх по социаль­ной лестнице.

Стратификация общества неразрывно связана с социальной мобильностью, то есть с переходом из одной группы в другую. Социальную мобильность делят на два типа: горизонтальную и верти­кальную. Горизонтальная мобильность — это переход из одной социальной группы в другую, нахо­дящуюся на том же уровне (например, переход с одной работы на аналогичную работу). Под верти­кальной мобильностью понимается перемещение индивидов по социальной лестнице вверх или вниз (например, человек, в силу своего финансового положения не принадлежавший даже к средним эко­номическим кругам, вдруг оказывается в высшей политике).

В процессе подобных перемещений может сложиться ситуация, когда субъект — группа или от­дельный человек — находится вне какой-либо группы и, следовательно, не имеет определенного со­циального статуса. Такое состояние называется маргинальностью.

В результате социальной стратификации группы занимают различное положение в обществе, име­ют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. Здесь ярко проявляется социальное неравенство. Наиболее отчетливо оно проявляется в имущественном неравенстве. Неравен­ство — характерная черта любого общества. Неравенство порождается даже естественными различия­ми между людьми, но наиболее отчетливо оно проявляется как следствие социальных факторов. В ито­ге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями или ресурсами, чем другие.

Существует несколько теорий, объясняющих причины социального неравенства. Например, мар­ксизм объяснял это в первую очередь неравным отношением к средствам производства, к собствен­ности, в результате чего возникают и иные формы неравенства.
Согласно теории функционализма разделение происходит по функциям, которые выполняют раз­личные группы в обществе. Так, древнегреческий философ Платон считал, что в государстве сущест­вуют три сословия: правителей, воинов и земледельцев, каждое из которых должно заниматься своим делом.
Существует еще одна теория, в соответствии с которой высший класс образуют наиболее талантливые и умелые люди, на которых возлагаются важнейшие виды общественной деятельности. Соци­альное неравенство рассматривается в качестве естественной черты общественного развития, в про­цессе которого на самые высокие ступени выдвигаются наиболее способные.

2. Среди ответов учащихся 9 и 11 классов на вопрос о том, что такое гуманность, были, на­пример, такие: «Гуманность — это когда человек болеет за все»; «Когда человек не перекла­дывает все на других»; «Гуманность — это когда человек уважает себя и других, верит в силы добра»; «Это лучшее из человеческих качеств, когда в любой ситуации этот человек - в луч­шем смысле человек». Раскрывает ли каждое из этих высказываний смысл понятия «гума­низм»? Объясните ваши выводы. Изложите ваше понимание гуманизма.

Понятие гуманизм происходит от латинского слова humanitas — человечность и представляет собой мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности по отноше­нию к самому человеку и относительной в ряду других ценностей мира и общества. Термин был вве­ден в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808 г.

Понятие гуманизма развивалось много веков и имеет множество толкований. Еще Протагор го­ворил, что человек есть мера всех вещей. К. Маркс писал, что свободное развитие каждого есть усло­вие свободного развития всех.

Принципом гуманизма является идея о равенстве всех людей. Гуманизм признает самоценность и неповторимость человеческой жизни, индивидуалистическо-коллективистскую природу человека и общества. Гуманизм предполагает терпимость к мыслям и убеждениям других. Гуманизм заключает­ся в последовательном раскрытии, расцвете творческого потенциала каждого человека и всего наро­да. Принцип гуманизма закреплен в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

3.18-летний брат вашего одноклассника остался без работы в результате сокращения числа работников предприятия. Посоветуйте ему, как вести себя в этой ситуации. Что необходимо, чтобы получить статус безработного и пособие на время поиска работы? Предложите ваш план действий.
Данная ситуация регулируется Законом Российской Федерации «О занятости населения в Рос­сийской Федерации» (закон о занятости).

Согласно ст. 3 закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются вы­платы выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с со­кращением численности работников предприятия.

Следует помнить, что решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Безработные граждане имеют право на бесплатное получение услуг по психологической под­держке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направле­нию органов службы занятости (ст. 9 закона о занятости).

Кроме того в силу ст. 13 закона о занятости гражданам, уволенным из организаций в связи с со­кращением численности, гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться ле­чебными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими на данном предприятии.

В соответствии со ст. 31 закона о занятости пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным безработными. Причем решение о назначении пособия по безработице принимается од­новременно с решением о признании гражданина безработным. Вместе с тем гражданам, уволенным из организаций в связи с сокращением численности работников и признанным в установленном по­рядке безработными, в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя зарплата, пособие по безработице начисляется с первого дня по истечении указанного пе­риода.


Страницы: <<< 1 2 3 4 5 6 7 8 >>>