БИЛЕТ № 17
1. Семья как малая группа.
Семья как основной институт общества выполняет определенные функции, которые можно разделить на специфические и неспецифические.
Специфические функции отражают особенности семьи как социального явления и остаются за семьей при любых изменениях в обществе:
- рождение детей (репродуктивная функция);
- содержание и первичная социализация детей (экзистенциальная и воспитательная функции).
Неспецифические функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства, досугом и т.д.<
Самым ранним общественным институтом, который появился еще в первобытнообщинное время, является семья. Семья представляет собой союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей на воспитание. По мере развития общественных отношений
семья частично передавала некоторые свои функции другим социальным институтам — церкви, органам образования и пр. Но вместе с тем семья остается наиболее
важным социальным институтом общества и выполняет целый ряд функций:
• эмоциально-психологическая (эмоциональное общение, формирование чувства защищенности);
• социально-воспитательная (образование и воспитание);
• статусная функция (наделение наследственными статусами — национальность, при
надлежность к городскому или сельскому населению, религия и пр.) и т.д.
• репродуктивная;
• хозяйственно-бытовая (поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми);
• экономическая (экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, накопление собственности и передача ее по наследству);
• досуговая и др.
2.Сравните две позиции, два приоритета в экономической политике государства:
1) максимально полное вытеснение государства из сферы регулирования экономических отношений, уменьшение числа его функций, полная свобода рынка и цен; 2)
возрастание роли государства в регулировании экономических и социальных процессов. Какую позицию вы бы поддержали? Можно ли учесть обе позиции и добиться
компромисса? Аргументируйте ваш ответ.
Стихийное рыночное регулирование зародилось в XVI—XVII вв. — прежде всего в Нидерландах и Великобритании, а окончательно сложилось в 50-60-е гг. XIX в. в
Соединенных Штатах Америки и в Западной Европе. Основу экономики в данный период составляло крупное машинное производство, общественное разделение труда
было на достаточно высоком уровне. В результате основным регулятором сложившейся в указанный период системы рыночных отношений стала рыночная цена товара.
Однако мнению о преимуществах минимального вмешательства государства в экономику противоречили регулярно повторявшиеся периоды спада производства,
понижения спроса на товары, длительной массовой безработицы и другие отрицательные факторы. Особо разрушительным оказался экономический кризис 1929—1933 г.
в странах Запада, когда товары, не нашедшие спроса, уничтожались, а проблема голода среди большей части населения не была решена.
Хотя рыночная экономика является эффективной системой, в то же время рынок не может регулировать все. Внутри самой рыночной системы существуют определенные
негативные факторы. В частности, каждый предприниматель хочет избавиться от строгих ограничений, которые возникают в связи с конкуренцией. В результате
нередко происходят тайные сговоры производителей (например, относительно цен на нефтепродукты). Кроме того, научно-технический прогресс в большинстве
отраслей производства порождает крупномасштабное производство, более выгодное с точки зрения использования прогрессивных технологий. Это ведет к
увеличению размера фирм, общему уменьшению их числа, что, в свою очередь, порождает тенденцию к монополизации рынка (то есть действиям
(бездействию) предпринимателей, органов исполнительной власти, направленных на ограничение и устранение конкуренции, повышение цен).
Стало очевидным, что без повышения экономической роли государства невозможно нормальное функционирование рыночной системы. Учитывая это, английский
экономист и общественный деятель Дж. М. Кейнс в 1936 г. сделал вывод о том, что свободная рыночная экономика не способна сама по себе, без помощи
государства, поддерживать экономическую стабильность и полную занятость. Кейнс объяснял экономические спады и безработицу недостаточностью совокупного
спроса на произведенные товары. Поэтому капиталистическая экономика не саморегулируема и не способна к бесконечному процветанию. Экономические колебания
связаны не только с внешними факторами, но и с внутренними (отсутствием согласованности в принятии основных экономических решений, устойчивым понижением
цен и заработной платы).
Таким образом, необходимо найти золотую середину — вмешательство государства в экономику неизбежно, но необходимо сделать его как можно более эффективным.
3.Вы с другом возвращались домой со спектакля, который закончился в одиннадцать часов вечера. К вам подошел наряд милиции и попросил предъявить
документы, которых у вас не оказалось. Имеют ли право сотрудники милиции задержать вас для установления личности? Что они должны предпринять для
этого? Каков может быть срок вашего задержания?
В соответствии со ст. 10 Закона «О милиции» органы внутренних дел обязаны предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения.
Статья 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) признает административным правонарушением, если гражданин России проживает по месту
жительства или по месту пребывания без удостоверения личности гражданина (паспорта), или по недействительному паспорту, либо без регистрации по месту
жительства или по месту пребывания.
Поэтому требования наряда милиции предъявить документы вполне обоснованы. Более того, согласно ст. 23.3. и 27.3 КоАП
сотрудники милиции были вправе в данной ситуации осуществить административное задержание, которое применяется в исключительных случаях, если это
необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.
В силу ст. 5 Закона «О милиции» сотрудники органов внутренних дел в случае задержания несовершеннолетних обязаны сообщить родственникам о задержании, а
также администрации по мету работы или учебы.
Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать три часа (ст. 27.5 КоАП). Кроме того, в силу ст. 27.6 КОАП несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, должны содержаться отдельно от взрослых лиц.
БИЛЕТ № 18
1. Особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во
«взрослую жизнь».
Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической
перестройкой организма. Подросток начинает быстро расти — темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет.
Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем
сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального
давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.
Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эстрогенов, у мальчиков — тестостерона. У представителей обоих
полов наблюдается рост уровня над-почечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные изменения вызывают резкие
перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.
В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут
появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия — это приемы
самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.
Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со
сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть
конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает
постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных
социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими
людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.
Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки
подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.
Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.
В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Оно иногда проходит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение
установленных правил, негативизм, поиск себя и своего места среди других. Подросток испытывает внутренний конфликт: возникающие взрослые
мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что
порождает чувство одиночества и подавленности.
Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой»
общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной
группе. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных
заслуг в своей значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на «своих» и
«чужих», причем взаимоотношения между этими группами в представлении подростков порой резко антагонистичны.
Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые
возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт
родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
2.Современный правовед Б. Лукашова пишет: «В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное
право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем
большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем выше в стране уровень законности и демократии,
тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан. <...> В государстве, стремящемся стать правовым, суд обязан
быть именно Судом - авторитетным, властным, самостоятельным, подлинно независимым. Люди хотят видеть в нем не бюрократическое учреждение, долгое
на разбирательство и скорое на расправу, а реального гаранта их прав, надежного защитника их интересов». Сформулируйте основную идею прочитанного
текста. Раскройте смысл следующего высказывания: «В цивилизованном обществе суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость».
Основной идеей данного высказывания является то, что стабильное, успешно развивающееся демократическое государство не может существовать без
независимой эффективной судебной системы, которая призвана, прежде всего, защищать права человека. Ответственность судей особенно велика, когда
рассматриваются уголовные преступления и решение суда может лишить человека свободы, а по законодательству отдельных государств и даже жизни. Именно
суд олицетворяет собой справедливость, которая лежит в основе права. И если суд выносит решения своевременно, объективно учитывая все обстоятельства
дела, независим от каких бы то ни было влияний, его авторитет непоколебим. В таком случае он является стабилизирующей силой для других государственных
органов и в целом для всего общества.
Судебная власть ведет свое начало еще с древнейших времен. Исследователи отмечают, что с того момента, как появилось сознание права, совмещающего в
себе все необходимые условия для физического и нравственного развития человека, в нем явилось, вместе с тем, и сознание необходимости такой власти,
которая охраняла бы его право. Эта власть, в какой бы форме она не проявлялась, и получила название судебной. Суд призван обеспечить господство права
во всех сферах общественной жизни, в том числе и по отношению к государственным органам. Таким образом, судебной властью следует считать особую форму
деятельности государства, осуществляющую свои полномочия специально созданными государственными органами — судами, в области защиты прав и свобод
человека и гражданина, основ конституционного строя.
Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, осуществляющих правосудие, обладающих некоторыми полномочиями в
области контроля за законностью деятельности других ветвей власти. Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность и
исключительность. Основным содержанием деятельности судебной власти является защита прав и свобод человека и гражданина, и это один из главных
элементов, характеризующих судебную власть как власть арбитра, противовеса законодательной и исполнительной власти. Именно суд служит гарантом
законности как правоохранительный институт, подчиненный только Конституции и правовым законам.
Сила судебной власти заключается только в неуклонном исполнении закона, в уважении решений суда всеми — гражданами, учреждениями, организациями,
предприятиями, органами власти, обществом в целом. Такое отношение к суду характерно, как правило, для государств с развитыми демократическими
традициями, там, где неукоснительно исполняется принцип верховенства права.
3.Вы принимаете решение, что делать после окончания 9 класса. Что нужно предпринять, чтобы ваше решение выполнить? Дайте обоснование принимаемому
решению и намечаемым действиям.
Прежде чем принять решение, необходимо определиться с выбором профессии. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые
«профессионально важные качества». Поэтому сначала оцените свои способности. Лучше, принимая решение, опираться на них, выбирая тот путь, где
способности будут максимально реализованы, потому что в этой деятельности есть шанс добиться наибольшего успеха. Но нужно помнить, что способности
формируются в деятельности, а психические свойства человека (способности, интересы или черты характера) — это гибкие и изменяющиеся качества.
Чтобы достичь определенных успехов в работе, сделать карьеру, работа должна нравиться, поэтому, определяясь с выбором дальнейшего жизненного пути,
необходимо выбирать вид деятельности, который доставляет радость. Очень важно при выборе профессии знать ситуацию на рынке труда,
конкурентоспособность тех или иных профессий. Так, например, в настоящее время существует перепроизводство специалистов в области экономики и
юриспруденции и более востребованными являются инженерные специальности. Еще более необходимыми на рынке труда являются высококвалифицированные
рабочие.
Определившись со своими предпочтениями (при необходимости можно обратиться к специалисту по профориентации), следует выбрать учебное заведение, где
стоит продолжить обучение. Если есть желание стать высококвалифицированным рабочим, необходимо выбрать соответствующее учреждение начального
профессионального образования. Если есть необходимость работать сразу после окончания 9 класса, то стоит рассмотреть вариант обучения в вечерней
(сменной) школе. Если есть желание продолжить обучение в старшей школе, а затем в вузе, стоит рассмотреть вариант обучения в профильных классах. Но в
любом случае получение основного полного общего образования является обязательным и необходимо для дальнейшей профессиональной реализации.
БИЛЕТ № 19
1. Социальные ценности и нормы. Мораль.
Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они
определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
Социальные нормы можно разделить на несколько видов:
• нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о
хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;
• правовые нормы, формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой;
правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это
всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом
конкретном обществе существует только одна правовая система;
• религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями;
• политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность,
отношения между гражданином и государством и т.п.;
• эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.
Мораль
— один из видов социальных регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе,
а также к окружающей среде. Содержание морали составляет совокупность принципов и норм, которые способны оказывать особое, духовное воздействие на
поступки людей, служат образцом, идеалом гуманного поведения. К ним можно отнести, например, принцип гуманизма (человечность, справедливость, милосердие)
или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лжесвидетельствуй», «исполняй данное обещание», «не лги» и т.д.
Нормы морали
— это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается здание нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде
определенных, постоянно воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Нормы морали различаются не только по содержанию предписания, но и по
своему источнику. Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ и др.), общественное
мнение и, наконец, сам человек (по выражению Канта — его «самообязывающий разум»). Подлинно моральной норма становится только тогда, когда содержащееся в
ней требование осознается самим человеком как внутреннее веление самому себе, как субъективная необходимость.
Нормы морали, несомненно, исторически изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. Каждый человек выбирает для себя те ценности морали, на
которые он ориентируется в своей ежедневной жизни. Однако за свою историю человеческое общество сформулировало идеалы, которые служат моральными
ориентирами для каждого человека, помогают ему чувствовать себя достойной личностью, дают уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что живет он не
напрасно, что будущие поколения смогут вспомнить его добрым словом. Это те нормы, которые выдержали проверку на общезначимость, на всеобщее,
всечеловеческое применение. Такие проверенные временем моральные правила стали общечеловеческими моральными ценностями.
К основным нравственным ценностям относятся прежде всего совесть, достоинство и честь, ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.
Суммируя вышесказанное, отметим, что отличие норм морали от других социальных регуляторов заключается в следующем:
1) главной целью нормы морали является побуждение человека к совершенству, к добру в широком смысле слова;
2) нормы морали возникают как результат свободной, волевой активности человека;
3) нормы морали очерчивают сферу безусловно запретного поведения, побуждают человека жить
сообща с другими людьми согласно «золотому правилу нравственности», которое гласит:
«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
2.Прочтите документ и ответьте на вопросы к нему. Современный российский экономист В.И. Данилова-Данильян пишет: «Рынок — это, прежде всего, система,
обеспечивающая свободу в хозяйственных действиях. Потребитель свободен в выборе товара, производителя, форм приобретения товара и т.п. Производитель свободен в выборе вида деятельности, объема, форм ее реализации и т.д. ...Рыночные свободы формировались постепенно, вместе с
созреванием общества, способного их гарантировать на деле... Рынок порождает силы, действующие против его собственных свобод, — монополизм,
кризисы перепроизводства, чрезмерное неравенство, влекущее за собой социальную
неустойчивость. Поэтому лучше стеснить рынок сравнительно мягко, ограничивая его силы, нежели оставить им возможность развернуться во всю ширь,
так что в результате рынок деградирует или будет разрушен стихийными социальными ударами».Какие свободы предоставляет общество с рыночной
экономикой? Объясните необходимость регулирования и стеснения рыночных свобод. Приведите примеры отрицательного воздействия рыночной стихии на экономику.
Позитивными чертами рынка можно считать то, что он:
• объективно формирует структуру производства;
• стимулирует научно-технический прогресс;
• способствует ресурсосбережению в обществе;
• направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества;
• работает на принципах саморегуляции и таким образом стихийно координирует экономическую
деятельность людей.
Однако иллюзии относительно рынка как лекарства от всех бед были разрушены экономическими потрясениями рыночной экономики стран Западной Европы и США
в первой половине XX в. — в 1929-1933 гг. мир был потрясен Великой депрессией, характеризовавшейся спадом производства, высоким уровнем безработицы,
гиперинфляцией и т.д. Это заставило ученых-экономистов искать новые пути разрешения экономических кризисов, понимая, что рынок имеет и много негативных черт:
• невозможность гарантировать решение таких социально-экономических проблем, как безработица, инфляция, экологическая безопасность;
• отсутствие заинтересованности в развитии фундаментальной, а не прикладной науки;
• распределение товаров и доходов по результатам конкуренции приводит к неравенству доходов,
социальному неравенству, социальной напряженности;
• тенденции к концентрации и монополизации производства;
• циклическое развитие экономики (спад-подъем);
• недостаточность только рыночных механизмов в разрешении социальных и экономических конфликтов и т.д.
Преодоление недостатков рынка предложил знаменитый английский экономист и государственный деятель Дж.М.Кейнс. Он считал, что свободная рыночная
экономика не способна сама по себе, без помощи государства, поддерживать экономическую стабильность и полную занятость. Чтобы победить экономический
спад и безработицу, необходимо или увеличить государственные расходы, или сократить государственные доходы (в первую очередь налоговое бремя), — это,
по его мнению, способствует росту потребительского и инвестиционного спроса в частном секторе экономики.
Таким образом, негативные черты рынка должны нивелироваться грамотной государственной политикой.
3.В течение года вы работали по договору в фирме, производящей канцелярские принадлежности. Поскольку сумма заработка была достаточно высокой, вы
решили освободиться от родительской опеки и добиться объявления себя полностью дееспособным. Имеете ли вы на это право, если вам исполнилось 16
лет? Какая может возникнуть трудность и есть ли способ ее преодоления?
Любой несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, в соответствии со ст. 27 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть объявлен полностью
дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.
При согласии обоих родителей объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (так называемая эмансипация) производится по решению органа
опеки и попечительства (орган, создаваемый при администрации муниципального образования).
Если же родители (или один из них) против объявления несовершеннолетнего дееспособным, он вправе добиться признания полной дееспособности в судебном
порядке. Однако следует помнить важный момент: родители с момента признания несовершеннолетнего полностью дееспособным не несут ответственности по
его обязательствам, в том числе возникшим вследствие причиненного несовершеннолетним вреда, — ответственность в полном объеме возлагается на него.
БИЛЕТ № 20
1. Социальная структура общества.
Общество есть сложная организация взаимодействий и взаимосвязей человека, групп, каст, слоев, прослоек, классов.
Структура общества — это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.
Социальной группой называют общность (объединение) людей, выделяемую на основе определенного признака (например, характер совместной деятельности,
общность интересов и ценностей).
Большие социальные группы выделяют по положению в обществе, величине доходов, способам получения средств к существованию, уровню образования, профессии и
др.
Некоторые исследователи называют большие группы «стратами», другие употребляют понятия «слой», «прослойка», «класс» и др. Единого мнения по этому вопросу
не существует.
Своеобразным типом социальных групп являются касты.
Примером социальной группы являются сословия, сложившиеся в средневековой Европе. Сословное деление отличают значительные имущественные и
социальные различия между отдельными группами. Сословные привилегии, права и обязанности складывались в первую очередь политическим путем и закреплялись
законодательным.
Примечательно, что общество не просто разделено на группы, но и имеет четко выраженную иерархическую структуру. В науке для обозначения данного явления
используется термин «стратификация». Социальная стратификация проявляется во всех областях общественной жизни — политической,
профессиональной, культурной.
Формы социальной стратификации изменяются по мере развития общества Так, в средневековой Европе наиболее высоким статусом обладали духовенство и
аристократия. Обедневший представитель знатного рода был более уважаем в обществе, чем зажиточный купец. В то же время в буржуазном обществе капитал стал
определяющим фактором положения человека в обществе, открывал путь вверх по социальной лестнице.
Стратификация общества неразрывно связана с социальной мобильностью, то есть с переходом из одной группы в другую. Социальную мобильность
делят на два типа: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность — это переход из одной социальной группы в другую,
находящуюся на том же уровне (например, переход с одной работы на аналогичную работу). Под вертикальной мобильностью понимается перемещение индивидов по
социальной лестнице вверх или вниз (например, человек, в силу своего финансового положения не принадлежавший даже к средним экономическим кругам, вдруг
оказывается в высшей политике).
В процессе подобных перемещений может сложиться ситуация, когда субъект — группа или отдельный человек — находится вне какой-либо группы и, следовательно,
не имеет определенного социального статуса. Такое состояние называется маргинальностью.
В результате социальной стратификации группы занимают различное положение в обществе, имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть,
престиж. Здесь ярко проявляется социальное неравенство. Наиболее отчетливо оно проявляется в имущественном неравенстве. Неравенство — характерная
черта любого общества. Неравенство порождается даже естественными различиями между людьми, но наиболее отчетливо оно проявляется как следствие социальных
факторов. В итоге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями или ресурсами, чем другие.
Существует несколько теорий, объясняющих причины социального неравенства. Например, марксизм объяснял это в первую очередь неравным отношением к средствам
производства, к собственности, в результате чего возникают и иные формы неравенства.
Согласно теории функционализма разделение происходит по функциям, которые выполняют различные группы в обществе. Так, древнегреческий философ Платон
считал, что в государстве существуют три сословия: правителей, воинов и земледельцев, каждое из которых должно заниматься своим делом.
Существует еще одна теория, в соответствии с которой высший класс образуют наиболее талантливые и умелые люди, на которых возлагаются важнейшие виды общественной деятельности. Социальное неравенство рассматривается в качестве естественной черты
общественного развития, в процессе которого на самые высокие ступени выдвигаются наиболее способные.
2.
Среди ответов учащихся 9 и 11 классов на вопрос о том, что такое гуманность, были, например, такие: «Гуманность — это когда человек болеет за все»;
«Когда человек не перекладывает все на других»; «Гуманность — это когда человек уважает себя и других, верит в силы добра»; «Это лучшее из
человеческих качеств, когда в любой ситуации этот человек - в лучшем смысле человек». Раскрывает ли каждое из этих высказываний смысл понятия
«гуманизм»? Объясните ваши выводы. Изложите ваше понимание гуманизма.
Понятие гуманизм происходит от латинского слова humanitas — человечность и представляет собой мировоззрение, в центре которого находится
идея человека как высшей ценности по отношению к самому человеку и относительной в ряду других ценностей мира и общества. Термин был введен в
научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808 г.
Понятие гуманизма развивалось много веков и имеет множество толкований. Еще Протагор говорил, что человек есть мера всех вещей. К. Маркс писал, что
свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех.
Принципом гуманизма является идея о равенстве всех людей. Гуманизм признает самоценность и неповторимость человеческой жизни,
индивидуалистическо-коллективистскую природу человека и общества. Гуманизм предполагает терпимость к мыслям и убеждениям других. Гуманизм заключается в
последовательном раскрытии, расцвете творческого потенциала каждого человека и всего народа. Принцип гуманизма закреплен в ст. 2 Конституции РФ: «Человек,
его права и свободы являются высшей ценностью».
3.18-летний брат вашего одноклассника остался без работы в результате сокращения числа работников предприятия. Посоветуйте ему, как вести себя в этой
ситуации. Что необходимо, чтобы получить статус безработного и пособие на время поиска работы? Предложите ваш план действий.
Данная ситуация регулируется Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (закон о занятости).
Согласно ст. 3 закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в
целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и
сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с сокращением численности работников предприятия.
Следует помнить, что решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со
дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем
заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Безработные граждане имеют право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению
квалификации по направлению органов службы занятости (ст. 9 закона о занятости).
Кроме того в силу ст. 13 закона о занятости гражданам, уволенным из организаций в связи с сокращением численности, гарантируются после увольнения
сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями на
равных условиях с гражданами, работающими на данном предприятии.
В соответствии со ст. 31 закона о занятости пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным безработными. Причем решение о назначении пособия по
безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Вместе с тем гражданам, уволенным из организаций в связи с сокращением
численности работников и признанным в установленном порядке безработными, в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется
средняя зарплата, пособие по безработице начисляется с первого дня по истечении указанного периода.
|