Основные требования к уровню знаний и умений учащихся по обществознанию к концу 11 класса


    В результате изучения обществознания ученик должен знать /понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

    уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.



Календарно-тематическое планирование по обществознанию
(11 класс) на 2013 – 2014 учебный год

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки

Виды деятель ности

Формы контроля

Практи-
ческие,
лабора-
торные работы

Обору-
дование Нагляд-
ность

Дата прове-
дения

План/Факт.

1-2 Общество
как
сложная
динами-
ческая
система
Вводный
урок-
лекция
Знать тенденции развития
общества в целом
как сложной
динамичной системы.
Уметь анализировать,
делать выводы,
отвечать на
вопросы, объяснять
свою точу зрения
Самостоятельное
формулирование собственных заключений и оценочных
суждений
Тестовые
задания.
Устный
опрос.
  Презен-
тация
 
3-5 Экономи-
ка: наука
и
хозяйство.
Урок
изучения
новых
знаний.
Лекция Комбини-
рованный
урок
Знать тенденции развития
важнейших социальных
институтов.
Уметь раскрывать
на примерах изученные
теоретические положения
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, таблица «Разделы экономической науки», групповая работа. Устный
опрос.
Письмен-
ные
задания.
Тестовые
задания.
  Презен-
тация
 
6-8 Экономи-
ческий
рост и
развитие
Комбини-
рованные
уроки
Знать, что такое
«порочный круг бедности»;
чем экономический рост
отличается от экономического
развития; как государство
может воздействовать
на экономический цикл.
Уметь называть факторы
экстенсивного и
интенсивного роста;
чем отличаются кризисы
XIX в. от кризисов
XX в.; осуществлять
поиск социальной
информации,
представленной в
различных
знаковых системах
Решение экономических задач, работа с графиком, дискуссия, работа с документом. Беседа,
фронталь-
ный
опрос,
разверну-
тые
моноло-
гические
ответы,
выполне-
ние диф-
ференци-
рованных
заданий
  Презен-
тация
 
9-11 Рыночные
отношения
в
экономике
Комбини-
рованные
уроки
Знать основные
признаки свободного
рынка; структуру и
инфраструктуру рынка;
чем рыночная экономика
отличается от
централизованной.
Уметь объяснить, как
действуют в рыночном
хозяйстве экономические
законы; использовать
приобретённые знания
для решения практических
жизненных проблем
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации. Работа с графиками. Решение экономических задач. Решение тестовых заданий. Опрос.
Письмен-
ные
задания.
  Презен-
тация
 
12-14 Фирмы
в
экономике
Комбини-
рованные
уроки
Знать, что такое
«эффективное предприятие»;
как фирмы платят
налоги; зачем
производитель рассчитывает
издержки и прибыль.
Уметь объяснить,
от чего зависит успех
деятельности предприятия;
применять социально-
экономические знания
в процессе решения
познавательных
задач по актуальным
социальным проблемам
Работа с таблицей. Работа с графиком. Решение учебно-познавательных задач. Работа с документом. Беседа,
фронталь-
ный опрос,
выполне-
ние диф-
ференци-
рованных
заданий
  Презен-
тация
 
15-17 Правовые
основы
предприни-
мательской
деятель-
ности
Комбини-
рованные
уроки
Знать, какие законы
регулируют предпринимательские
правоотношения; что
такое лицензия, какова
цель лицензирования.
Уметь объяснить,
какие принципы
лежат в основе
предпринимательского права;
анализировать актуальную
информацию о социальных
объектах, выявляя их
общие черты и различия;
устанавливать
соответствия между
понятиями и
обществоведческими терминами
Составление сравнительной таблицы. Решение учебно-познавательных задач. Работа с текстом Конституции. Беседа,
фронталь-
ный
опрос,
выполне-
ние диф-
ференци-
рованных
заданий.
Провероч-
ная
работа
  Презен-
тация
 
18-20 Слагаемые
успеха
в
бизнесе
Комбини-
рованные
уроки
Знать, что такое
финансирование и
каковы его источники.
Уметь использовать
приобретённые знания
для критического
восприятия информации,
получаемой в
межличностном общении
и через средства
массовой коммуникации
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации Беседа,
фронталь-
ный
опрос,
выполне-
ние диф-
ференци-
рованных
заданий
  Презен-
тация
 
21-23 Экономика
и госу-
дарство
Урок
изучения
нового
материала Комбини-
рованные
уроки
Знать способы
регулирования общественных
отношений, сущность
социальных норм, механизмы
правового регулирования.
Уметь объяснить, какие
цели преследует
правительство, проводя
экономическую политику;
назвать основные методы
воздействия государства
на экономику
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий. Работа в группах. Дискуссия. Выполнение тестовых заданий. Беседа,
фронталь-
ный
опрос,
выполне-
ние
тестовых
заданий
  Презен-
тация
 
24-26 Финансы
в
экономике.
Комбини-
рованные
уроки
Знать, какую роль
выполняют финансы в
экономике, кого
обслуживают различные
финансовые институты,
каковы социально-
экономические последствия
инфляции.
Уметь объяснить,
почему возникает инфляция;
раскрывать на примерах
изученные теоретические
положения; устанавливать
соответствия между понятиями
и обществоведческими
терминами
Дифференцированные задания по группам. Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах. Работа с текстом документа. Опрос,
письмен-
ные
задания.
  Презен-
тация
 
27 Занятость
и
безра-
ботица
Комбини-
рованные
уроки
Знать, что такое спрос
и предложение и как они
действуют на рынке труда;
виды безработицы; как
государство регулирует
занятость населения.
Уметь оценивать действия
субъектов социальной
жизни; формулировать на
основе приобретённых,
обществоведческих знаний
собственные суждения
и аргументы по
определённым проблемам
Беседа. Работа с документом. Опрос   Презен-
тация
 
28-29 Занятость
и безра-
ботица
Комбини-
рованнные
уроки
Знать, что такое спрос
и предложение и как они
действуют на рынке
труда; виды безработицы;
как государство регулирует
занятость населения.
Уметь оценивать действия
субъектов социальной
жизни; формулировать
на основе приобретённых,
обществоведческих знаний
собственные суждения
и аргументы по определённым
проблемам
Анализ таблицы «Рейтинг популярности профессий». Групповая работа. Выполнение тестовых заданий. Беседа,
фронталь-
ный опрос,
выполне-
ние
письмен-
ных
заданий
  Презен-
тация
 
30-32 Мировая
экономика
Урок
изучения
нового
материала.
Комбини-
рованные
уроки
Знать тенденции развития
общества в целом как
сложной динамичной
системы. Уметь объяснить
(на примере), какая
страна больше зависит
от международной торговли
и почему
Запись основных положений лекции. Выполнение индивидуальных заданий. Деловая игра. Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации Беседа,
фронталь-
ный
опрос,
выполне-
ние диф-
ференци-
рованных
заданий
  Презен-
тация
 
33-35 Человек
в
системе
экономи-
ческих
отношений
Комбини-
рованные
уроки
Знать, какие факторы
влияют на производитель-
ность труда; каковы
причины международного
разделения труда.
Уметь объяснить, как
рационально расходовать
деньги; анализировать
актуальную информацию
о социальных объектах,
выделяя их существенные
признаки, закономерности
развития
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации Устный
опрос.
Письмен-
ные
задания.
  Презен-
тация
 
36-38 Человек
и
экономика
Повто-
рение и
обобщение
Знать основные
положения раздела
«Человек и экономика».
Уметь применять социально-
экономические знания в
процессе решения
познавательных задач
по актуальным
социальным проблемам
Работа с терминами. Работа с тестовыми заданиями. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. Терми-
нологи-
ческий
зачет. Контроль-
ная
работа
  Презен-
тация
 
39-41 Свобода
в деятель-
ности
человека
Урок
изучения
нового
материала
Комбини-
рованные
уроки
Знать, как понятие
«свобода» было связанно
с политической борьбой
в Новое и Новейшее
время; к чему может
приводить неограниченная
свобода выбора.
Уметь формулировать на
основе приобретённых
обществоведческих
знаний собственные
суждения и аргументы
по определённым
проблемам
Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах. Работа с текстом. Опрос.
Письмен-
ные
задания.
  Презен-
тация
 
42-44 Обществен-
ное
сознание
Комбини-
рованные
уроки
Знать особенности
социально-гуманитарного
познания.
Уметь оценивать
действия субъектов
социальной жизни
с точки зрения
социальных норм
Работа с высказыванием. Работа с таблицей. Работа с документом. Работа с проблемными заданиями. Беседа,
фронталь-
ный
опрос,
выполне-
ние диф-
ференци-
рованных
заданий
  Презен-
тация
 
45-47 Полити-
ческое
сознание
Комбини-
рованные
уроки.
Урок-
семинар
Знать, чем различаются
два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический; что такое идеология, какую роль она играет в политической жизни. Уметь характеризовать каждую из идеологий, оказавших влияние на события современности; анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
Работа с источниками социальной информации с использова-
нием современных средств ком-
муникации. Критическое осмысление полученной информации. Работа с документом. Деловая игра.
Устный
опрос.
Выполне-
ние диф-
ференци-
рованных
заданий
  Презен-
тация
 
48 Полити-
ческое
поведение
Комбини-
рованный
урок
Знать, что называется политическим поведением, каковы его формы; возможности регулирования политического поведения. Уметь объяснить, чем опасно экстремистское поведение; раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных наук; оценивать действия субъектов социальной жизни Написание творческих работ, аргу-
ментирован-
ная защита своей позиции, оппони-
рование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах
Устный
опрос.
Дифферен-
цирован-
ные
задания.
  Презен-
тация
 
49-50 Полити-
ческое
поведение
Комбини-
рованные
уроки
Знать, что называется политическим поведением, каковы его формы; возможности регулирования политического поведения. Уметь объяснить, чем опасно экстремистское поведение; раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных наук; оценивать действия субъектов социальной жизни Написание творческих работ, аргу-
ментирован-
ная защита своей позиции, оппони-
рование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах
Устный
опрос.
Дифферен-
цирован-
ные
задания.
  Презен-
тация
 
51-53 Полити-
ческая
элита и
полити-
ческое
лидерство
Комбини-
рованные
уроки
Знать, что такое политическая элита; кто такой политический лидер; каковы основные признаки политического лидерства; основные функции политического лидерства. Уметь объяснить, какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений; использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентирования в актуальных общественных событиях Выполнение учебно-познавательных заданий. Групповая работа. Выполнение творческого задания. Работа с текстом документа. Беседа,
фронталь-
ный
опрос,
выполне-
ние диф-
ференци-
рованных
заданий
  Презен-
тация
 
54-96 Демографи-
ческая
ситуация
в совре-
менной России
и
проблемы
неполной
семьи
Комбини-
рованные
уроки
Знать, какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные; что такое неполная семья; как современные семейные отношения сказываются на демографической ситуации в обществе. Уметь использовать полученные знания для оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права Написание творческих работ, аргу-
ментирован-
ная защита своей пози-
ции, оппони-
рование ино-
му мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах. Составление Таблицы. Групповая работа
Устный
опрос.
Тестовые
задания.
  Презен-
тация
 
57-59 Религи-
озные
объедине-
ния и
организа-
ции в РФ
Комбини-
рованные
уроки
Урок-
семинар
Знать, какие религиозные объединения могут действовать на территории Российской Федерации; обязательные признаки, которыми должны обладать религиозные объединения. Уметь формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам Работа с ис-
точниками социальной информации с использова-
нием совре-
менных средств ком-
муникации. Критическое осмысление полученной информации. Работа с текстом Конституции. Работа с документом.
Беседа,
фронталь-
ный
опрос,
выполне-
ние диф-
ференци-
рованных
заданий.
  Презен-
тация
 
60-62 Проблемы
социально-
полити-
ческой и
духовной
жизни
Повторе-
ние и
обобщение
Знать основные положения курса. Уметь применять социально- экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам Работа с терминами. Работа с тестовыми заданиями. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. Терми-
нологи-
ческий
зачет.
Контроль-
ная
работа
     
63-65 Совре-
менные
подходы
к понима-
нию права
Урок
изучения
нового
материала.
Комбини-
рованные
уроки.
Знать суть нормативного подхода к праву. Уметь характеризовать основные особенности естественного права; понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования Составление словаря по теме. Групповая работа. Работа с текстом документа. Устный
опрос.
Выполне-
ние
индиви-
дуальных
заданий
  Презен-
тация.
 
66-68 Гражданин
Российс-
кой Феде-
рации
Урок
изучения
новых
знаний.
Лекция.
Комбини-
рованный
Знать, что такое гражданство, каковы принципы гражданства; права граждан РФ. Уметь отличать права гражданина от прав человека; приводить практические примеры по социальной проблематике Работа с ис-
точниками социальной информации с использова-
нием совре-
менных средств ком-
муникации. Критическое осмысление полученной информации. Решение правовых задач.Работа с текстом документа.
Беседа,
фронталь-
ный
опрос,
выполне-
ние диф-
ференци-
рованных
заданий
  Презен-
тация
 
69-71 Экологи-
ческое
право.
Комбини-
рованные
уроки
Знать особенности экологического правонарушения и виды ответственности за него, предусмотренные законодательством. Уметь использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан Работа с таблицей. Решение правовых задач. Работа со статьями КоАП РФ и УК РФ Беседа,
фронталь-
ный
опрос,
выполне-
ние диф-
ференци-
рованных
заданий
  Презен-
тация
 
72-74 Граждан-
ское
право
Комбини-
рованные уроки
Знать, что такое гражданские правоотношения, что понимают под их содержанием. Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; формулировать аргументы по определённым проблемам, приводить примеры гарантий реализации основных конституционных прав Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами (Гражданский кодекс РФ). Решение правовых задач. Решение учебно-познавательных задач. Опрос.
Дифферен-
цирован-
ные
письмен-
ные
задания.
  Презен-
тация
 
75-77 Семейное
право
Комбини-
рованные
уроки
Знать, какие отношения регулируются семейным правом; каковы условия заключения брака; личные и имущественные права ребенка в семье. Уметь определять субъекты и объекты семейных правоотношений; указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами (Семейный кодекс РФ). Выполнение творческих заданий. Решение правовых задач. Беседа,
фронталь-
ный
опрос,
выполне-
ние диф-
ференци-
рованных
заданий
  Презен-
тация
 
78 Правовое
регули-
рование
занятости
и трудо-
устройст-
ва.
Комбини-
рованный
урок
Знать, какие документы необходимы работнику при приеме на работу; каков поря-док заключения, изменения и расторжения трудового договора. Уметь понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; объяснять особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами (Трудовой кодекс РФ). Выполнение творческого задания. Деловая игра. Устный
опрос.
  Презен-
тация
 
79-80 Правовое
регулиро-
вание
занятости
и трудоус-
тройства.
Комбини-
рованные
уроки
Знать, какие документы необходимы работнику при приеме на работу; каков поря-док заключения, изменения и расторжения трудового договора. Уметь понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; объяснять особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами (Трудовой кодекс РФ). Выполнение учебно-познавательных заданий. Решение тестовых заданий. Устный
опрос.
Провероч-
ная
работа
     
81-83 Процес-
суальное
право:
граждан-
ский
процесс,
арбитраж-
ный
процесс
Комбини-
рованные
уроки
Знать, какие лица участвуют в гражданском и арбитражном процессе; что такое процессуальные права; какой документ составляется для письменного обращения в суд. Уметь использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами. Решение правовых задач. Групповая работа. Устный
опрос.
Письмен-
ные
задания.
  Презен-
тация
 
84-86 Процес-
суальное
право:
уголовный
процесс.
Комбини-
рованные
уроки
Знать: меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный; почему заседатели называются присяжными. Уметь использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан. Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами. Решение проблемных задач. Деловая игра. Проблемная дискуссия. Опрос.
Письмен-
ные
задания.
  Презен-
тация
 
87-89 Процес-
суальное
право:
админи-
стратив-
ная юрис-
дикция,
консти-
туционное
судопроиз-
водство
Комбини-
рованные
уроки
Знать, что такое административная юрисдикция; в каком законодательном акте систематизированы ее правила; каковы меры обеспечения по делам об АП; кто вправе назначать административное правонаказание; что такое конституционный акт. Уметь использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами. Работа с таблицей. Работа в группах. Выполнение проблемных заданий. Решение правовых задач Устный
опрос.
Провероч-
ная
работа.
  Презен-
тация
 
90-92 Междуна-
родная
защита
прав
человека.
Комбини-
рованные
уроки.
Урок-
семинар
Знать, какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека; как организована зашита прав человека в рамках Совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации между¬народного уголовного суда. Уметь использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентирования в актуальных общественных событиях Работа с нормативными документами по правам человека. Групповая работа. Проблемная дискуссия. Беседа,
фронталь-
ный
опрос,
выполне-
ние диф-
ференци-
рованных
заданий.
  Презен-
тация.
 
93-95 Взгляд
в
будущее.
Комбини-
рованные
уроки
Знать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. Формулировать аргументы по определённым проблемам. Уметь применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах Фронталь-
ный
опрос,
выполне-
ние диф-
ференци-
рованных
заданий.
  Презен-
тация
 
96-98 Человек
и
закон
Повторе-
ние и
обобщение
Знать основные положения курса. Уметь применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. Работа с терминами. Решение тестовых заданий. Термино-
логичес-
кий
зачет.
Контроль-
ная
работа.
     
99-100 Общество
и
человек.
Контроль-
ное тес-
тирование
Знать материал курса «Обществознание. 10-11 классы», основные понятия, термины. Работа с терминами. Работа с тестовыми заданиями. Контроль-
ное тес-
тирова-
ние
     
101-102 Общество
и
человек
Итогово-
обобщаю-
щий
урок
Знать, основные положения курса. Уметь, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения. Выполнений проблемных заданий. Работа с документом. Работа с высказываниями. Беседа,
выполне-
ние диф-
ференци-
рованных
заданий
  Презен-
тация.
 
Далее>>>

<<<Назад