Рабочая программа Обществознание 11 класс

Рабочая программа по обществознанию для 11 класса

 

Титульный лист

Пояснительная записка

Учебно-тематический план

Содержание рабочей программы

Календарно-тематическое планирование

Требования к уровню подготовки обучающихся

Нормы оценки знаний

Ресурсное обеспечение программы

Скачать

 

 


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 192

КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

  УТВЕРЖДАЮ

  Директор ГБОУ гимназия № 192

  ____________ /С.А. Масленникова

  «__» августа 2013 г.

  СОГЛАСОВАНО

  Заместитель директора по УВР

  ______________/Л.И.Самойленко

  «__» августа 2013 г.


  РАССМОТРЕНО

  На заседании МО

  ______________________________

  ______________________________

  Протокол № ________

  от _____августа 2013 г.

  Руководитель МО

_____________ /И.Л. Полякова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  по предмету « обществознание»

  Класс: 11 класс

  2013-2014 учебный год

Ф. И.О. учителя:

Плотникова Инесса Павловна

Категория: высшая

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013


Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «обществознание» 11 класс

Нормативная основа программы

  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Обществознание. – М.: Просвещение, 2010 г.
  • Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2012
  • Образовательная программа ГБОУ гимназия № 192 Калининского района Санкт-Петербурга «Брюсовская гимназия» – 2013
  • Учебный план гимназия № 192 Калининского района Санкт-Петербурга «Брюсовская гимназия» – 2013

Цели и задачи обучения по предмету «обществознания» в 11 классе

Цели. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

    Задачи. Задачи курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:
  • содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
  • воспитание гражданственности и любви к Родине;
  • создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
  • выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
  • интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
  • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

    Требования. Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
    - способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
    - передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
    - формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
    - развить у школьника словесно – логическое и образное мышление; способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
    - помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- - помочь выработать собственную жизненную позицию;

    Принципы. В основу содержания курса положены следующие принципы:
  • соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
  • структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
  • формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.

    Курс Обществознания 11 класса включает изучение 3 тем. Тема «Человек и экономика» дает представление об основных элементах экономической системы общества, характеризует рыночные отношения, роль государства в развитии экономики, дает представление о мировой экономике, исследует положения человека в системе экономических отношений. Вторая тема «Проблемы социально-политической и духовной жизни» продолжает знакомить учащихся политическим сознанием и политическим поведением человека, рассматривает особенности демографической ситуации в современной России. Третья тема «Человек и закон» знакомит учащихся с современными подходами к пониманию права, характеризует отдельные отрасли права, определяет способы международной защиты прав человека. Формы организации учебного процесса:
      При определении варианта проведения занятия следует ориентироваться на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:
    • - школьная лекция;
    • - семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;
    • - уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
    • - работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
    • - использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;
    • - объяснение учителя и беседа с учащимися;
    • - самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
    • -выполнение заданий в рабочей тетради различного уровня сложности в соответствии с содержанием учебного процесса;
    • - написание сочинений-эссе;
    • - заслушивание сообщений, докладов учащихся с последующим обсуждением.

    Контрольно-измерительные материалы.
    Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
    В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

    Количество учебных часов

    Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она расширена до 105 учебных часов из расчёта 3 учебных часа в неделю, в соответствии с учебным планом ГБОУ гимназия № 192 Калининского района Санкт-Петербурга «Брюсовская гимназия».
    Увеличены все темы авторской программы.
    Программа рассчитана на 3 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение обществознания в 10 классе составит 105 часов.
    1 четверть – 27 часов
    2 четверть – 21 час
    3 четверть – 30 часов
    4 четверть – 27 часов

    Межпредметные (метапредметные) связи на уроках обществознания

    Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
    - определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
    - объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
    - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
    - применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
    - умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
    - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
    - выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
    - работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
    - самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
    - участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
    - формулирование полученных результатов;
    - создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
    - пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
    - владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


    Учебно-тематический план

    № п/п

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    В том числе на:

    Контрольные работы, проверочные работы

    Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

       

    Уроки

    Лабораторно-практические работы, уроки развития речи

       
    1. Введение. Общество как сложная динамическая система 2 2      
    2. Раздел 1. Человек и экономика 36 34   2  
    3. Раздел 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни. 24 22   2  
    4. Раздел 3. Человек и закон 36 34   2  
    5. Итоговое повторение 4 2   2  
      Итого: 102 94   8  

     


    Содержание рабочей программы



    № п/п

    Название темы

    Необходимое количество часов для ее изучения

    Основные изучаемые вопросы темы

    1-2. Общество как сложная динамическая система 2 Общество как сложная динамическая система. Многовариантность общественного развития. Особенности современного мира
    3-5. Экономика: наука и хозяйство. 3 Значение понятия «Экономика». Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности
    6-8. Экономический рост и развитие 3 Понятие экономического роста. ВВП, факторы экономического роста – интенсивные и экстенсивные, экономическое развитие, его измерители, экономический цикл. Причины циклического развития экономики (экзогенные, эндогенные)
    9-11. Рыночные отношения в экономике 3 Спрос и предложение. Рыночные структура и инфрастуктура. Виды рынков. Рыночные отношения в современной экономике. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополия. Антимонопольное законодательство. Современный рынок
    12-14. Фирмы в экономике 3 Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса
    15-17. Правовые основы предпринимательской деятельности 3 Предпринимательство. Предпринимательские правоотношения. Организационно-правовые формы предпринимательства. Субъекты предпринимательского права. Экономическая политика Российской Федерации. Организационно-правовые формы и право¬вой режим предпринимательской деятельности
    18-20. Слагаемые успеха в бизнесе 3 Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга, его принципы. Источники финансирования в бизнесе. Банковская система. Банковский кредит
    21-23. Экономика и государство 3 Роль государства в экономике. Особенности современной экономики России. Общественные блага. Внешние факторы. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. Монетарная и фискальная политика государства
    24-26. Финансы в экономике. 3 Основы денежной и бюджетной политики государства. Финансы. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе РФ. Финансовые институты. Виды, причины, последствия инфляции.
    27-29. Занятость и безработица 3 Рынок труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости. Причины и виды безработицы
    30-32. Мировая экономика 3 Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования. Глобальные экономические системы
    33-35. Человек в системе экономических отношений 3 Рациональное поведение потребителя. Рациональное поведение производителя.
    36-38. Человек и экономика 3 Экономика: наука и хозяйство. Экономический рост и развитие. Рыночные отношения в экономике. Фирмы в экономике. Правовые основы предпринимательской деятельности. Слагаемые успеха в бизнесе. Экономика и государство. Финансы в экономике. Занятость и безработица. Мировая экономика. Человек в системе социальных связей.
    39-41. Свобода в деятельности человека 3 Свобода и ответственность. Признание и уважение прав других. Свободное общество. Проблема выбора
    42-44. Общественное сознание 3 Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Философия. Политическое сознание. Обыденное и массовое сознание
    45-47. Политическое сознание 3 Обыденное и теоретическое сознание. Идеология. Основные идейно-политические течения современности. Политическая психология и политическое поведение. Политическая пропаганда
    48-50. Политическое поведение 3 Многообразие форм политического поведения. Регулирование политического поведения. Политическое участие
    51-53. Политическая элита и политическое лидерство 3 Политическая элита и ее особенности. Формирование политической элиты в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. Роль политического лидера
    54-56. Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи 3 Тенденции развития семьи в современной России. Демографическая ситуация в РФ. Естественная убыль населения. Негативные факторы демографии. Семья как социальный институт
    57-59. Религиозные объединения и организации в РФ 3 Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность сектантства. Права религиозных организаций. Проблема поддержания межрелигиозного мира.
    60-62 Проблемы социально-политической и духовной жизни 3 Сущность свободы человека. Опасность политического экстремизма. Проблемы современного российского общества
    63-65. Современные подходы к пониманию права 3 Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации, его стадии
    66-68. Гражданин Российской Федерации 3 Гражданство в Российской Федерации. Основания для приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину
    69-71. Экологическое право. 3 Общая характеристика экологического права. Право на благоприятную экологическую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природно-ресурсные нормы
    72-74. Гражданское право 3 Субъекты гражданского права. Понятие юридического и физического лица. Имущественные и личные неимущественные права. Способы их защиты
    75-77. Семейное право 3 Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовая связь членов семьи. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Воспитание детей.
    78-80. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. 3 Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Трудовой договор. Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора
    81-83. Процессуальное право: гражданский процесс, арбитражный процесс 3 Споры, порядок их рассмотрения. Процессуальное право. Основные правила и принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса. Арбитражный процесс
    84-86. Процессуальное право: уголовный процесс. 3 Основные принципы и участники процесса. Досудебное производство. Судебное производство. Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей
    87-89. Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство 3 Особенности административной юрисдикции. Субъекты административной ответственности. Конституционное судопроизводство. Основные стадии конституционного судопроизводства. Административное правонарушение
    90-92. Международная защита прав человека. 3 Защита прав и свобод че¬ловека средствами ООН. Европейская система за¬щиты прав человека. Понятие и система меж¬дународного права. Взаимоотношения меж¬дународного и нацио¬нального права. Между¬народная защита прав человека в условиях во¬енного и мирного вре-мени
    93-95. Взгляд в будущее. 3 Общество и человек пе¬ред лицом угроз и вызовов XXI века. Глобальные проблемы человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Информационное общество
    96-98. Человек и закон 3 Современный подход к пониманию права. Современный механизм защиты прав человека
    99-100. Общество и человек. 2 Материал курса «Обществознание. 10-11 классы. Основные понятия курса, термины.
    101-102. Общество и человек. 2 Влияние общества на личность человека.
  • Далее>>>