Рабочая программа по обществознанию для 11 класса
Титульный лист
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание рабочей программы
Календарно-тематическое планирование
Требования к уровню подготовки обучающихся
Нормы оценки знаний
Ресурсное обеспечение программы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 192
КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ гимназия № 192
____________ /С.А. Масленникова
«__» августа 2013 г.
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________/Л.И.Самойленко
«__» августа 2013
г.
|
РАССМОТРЕНО
На заседании МО
______________________________
______________________________
Протокол № ________
от _____августа 2013 г.
Руководитель МО
_____________ /И.Л. Полякова
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «
обществознание»
Класс: 11 класс
2013-2014 учебный год
Ф. И.О. учителя:
Плотникова Инесса Павловна
Категория: высшая
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2013
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу
«обществознание» 11 класс
Нормативная основа программы
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Обществознание. – М.: Просвещение, 2010 г.
- Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2012
- Образовательная программа ГБОУ гимназия № 192 Калининского района Санкт-Петербурга «Брюсовская гимназия» – 2013
- Учебный план гимназия № 192 Калининского района Санкт-Петербурга «Брюсовская гимназия» – 2013
Цели и задачи обучения по предмету «обществознания» в 11 классе
Цели. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи. Задачи курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:
содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Требования. Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
- способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
- передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
- развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
- помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- - помочь выработать собственную жизненную позицию;
Принципы. В основу содержания курса положены следующие принципы:
соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.
Курс Обществознания 11 класса включает изучение 3 тем. Тема «Человек и экономика» дает представление об основных элементах экономической системы общества, характеризует рыночные отношения, роль государства в развитии экономики, дает представление о мировой экономике, исследует положения человека в системе экономических отношений. Вторая тема «Проблемы социально-политической и духовной жизни» продолжает знакомить учащихся политическим сознанием и политическим поведением человека, рассматривает особенности демографической ситуации в современной России. Третья тема «Человек и закон» знакомит учащихся с современными подходами к пониманию права, характеризует отдельные отрасли права, определяет способы международной защиты прав человека.
Формы организации учебного процесса:
При определении варианта проведения занятия следует ориентироваться на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:
- - школьная лекция;
- - семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;
- - уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
- - работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
- - использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;
- - объяснение учителя и беседа с учащимися;
- - самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
- -выполнение заданий в рабочей тетради различного уровня сложности в соответствии с содержанием учебного процесса;
- - написание сочинений-эссе;
- - заслушивание сообщений, докладов учащихся с последующим обсуждением.
Контрольно-измерительные материалы. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.
Количество учебных часов
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она расширена до 105 учебных часов из расчёта 3 учебных часа в неделю, в соответствии с учебным планом ГБОУ гимназия № 192 Калининского района Санкт-Петербурга «Брюсовская гимназия». Увеличены все темы авторской программы.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение обществознания в 10 классе составит 105 часов.
1 четверть – 27 часов
2 четверть – 21 час
3 четверть – 30 часов
4 четверть – 27 часов
Межпредметные (метапредметные) связи на уроках обществознания
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе на: |
Контрольные работы, проверочные работы |
Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
|
|
Уроки |
Лабораторно-практические работы, уроки развития речи |
|
|
1. |
Введение. Общество
как сложная динамическая
система
|
2 |
2 |
|
|
|
2. |
Раздел 1. Человек и экономика |
36 |
34 |
|
2 |
|
3. |
Раздел 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни. |
24 |
22 |
|
2 |
|
4. |
Раздел 3. Человек и закон |
36 |
34 |
|
2 |
|
5. |
Итоговое повторение |
4 |
2 |
|
2 |
|
|
Итого: |
102 |
94 |
|
8 |
|
Содержание рабочей программы
№ п/п
| Название темы
| Необходимое количество часов для ее изучения
| Основные изучаемые вопросы темы
|
1-2. |
Общество как сложная динамическая
система
|
2 |
Общество как сложная динамическая система.
Многовариантность общественного развития.
Особенности современного мира
|
3-5. |
Экономика: наука и хозяйство. |
3 |
Значение понятия «Экономика».
Что изучает экономическая наука.
Экономика и экономическая деятельность.
Измерители экономической деятельности
|
6-8. |
Экономический рост и развитие |
3 |
Понятие экономического роста.
ВВП, факторы экономического роста – интенсивные и экстенсивные, экономическое развитие, его измерители, экономический цикл.
Причины циклического развития экономики (экзогенные, эндогенные)
|
9-11. |
Рыночные отношения в экономике |
3 |
Спрос и предложение.
Рыночные структура и инфрастуктура.
Виды рынков.
Рыночные отношения в современной экономике.
Совершенная и несовершенная конкуренция.
Монополия.
Антимонопольное законодательство.
Современный рынок
|
12-14. |
Фирмы в экономике |
3 |
Экономика предприятия.
Факторы производства и факторные доходы.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Постоянные и переменные издержки.
Основные источники финансирования бизнеса
|
15-17. |
Правовые основы предпринимательской деятельности |
3 |
Предпринимательство.
Предпринимательские правоотношения.
Организационно-правовые формы предпринимательства.
Субъекты предпринимательского права.
Экономическая политика Российской Федерации.
Организационно-правовые формы и право¬вой режим предпринимательской деятельности
|
18-20. |
Слагаемые успеха в бизнесе |
3 |
Основные принципы менеджмента.
Основы маркетинга, его принципы.
Источники финансирования в бизнесе.
Банковская система.
Банковский кредит
|
21-23. |
Экономика и государство |
3 |
Роль государства в экономике.
Особенности современной экономики России.
Общественные блага.
Внешние факторы.
Механизмы государственного регулирования рыночной экономики.
Монетарная и фискальная политика государства
|
24-26. |
Финансы в экономике. |
3 |
Основы денежной и бюджетной политики государства.
Финансы.
Банковская система.
Роль ЦБ в банковской системе РФ.
Финансовые институты.
Виды, причины, последствия инфляции.
|
27-29. |
Занятость и безработица |
3 |
Рынок труда.
Заработная плата.
Прожиточный минимум.
Государственная политика в области занятости.
Причины и виды безработицы
|
30-32. |
Мировая экономика |
3 |
Мировая экономика.
Государственная политика в области международной торговли.
Тарифные и нетарифные методы регулирования.
Глобальные экономические системы
|
33-35. |
Человек в системе экономических отношений |
3 |
Рациональное поведение потребителя.
Рациональное поведение производителя.
|
36-38. |
Человек и экономика |
3 |
Экономика: наука и хозяйство.
Экономический рост и развитие.
Рыночные отношения в экономике.
Фирмы в экономике.
Правовые основы предпринимательской деятельности.
Слагаемые успеха в бизнесе.
Экономика и государство.
Финансы в экономике.
Занятость и безработица.
Мировая экономика.
Человек в системе социальных связей.
|
39-41. |
Свобода в деятельности человека |
3 |
Свобода и ответственность.
Признание и уважение прав других.
Свободное общество.
Проблема выбора
|
42-44. |
Общественное сознание |
3 |
Сущность и особенности общественного сознания.
Структура общественного сознания.
Философия.
Политическое сознание.
Обыденное и массовое сознание
|
45-47. |
Политическое сознание |
3 |
Обыденное и теоретическое сознание.
Идеология.
Основные идейно-политические течения современности.
Политическая психология и политическое поведение.
Политическая пропаганда
|
48-50. |
Политическое поведение |
3 |
Многообразие форм политического поведения.
Регулирование политического поведения.
Политическое участие
|
51-53. |
Политическая элита и политическое лидерство |
3 |
Политическая элита и ее особенности.
Формирование политической элиты в современной России.
Политическое лидерство.
Типология лидерства.
Лидеры и ведомые.
Роль политического лидера
|
54-56. |
Демографическая ситуация
в современной России и проблемы
неполной семьи
|
3 |
Тенденции развития семьи в современной России.
Демографическая ситуация в РФ.
Естественная убыль населения.
Негативные факторы демографии.
Семья как социальный институт
|
57-59. |
Религиозные объединения
и организации в РФ
|
3 |
Религиозные объединения и организации в РФ.
Опасность сектантства.
Права религиозных организаций.
Проблема поддержания межрелигиозного мира.
|
60-62 |
Проблемы
социально-политической и духовной жизни
|
3 |
Сущность свободы человека.
Опасность политического экстремизма.
Проблемы современного российского общества
|
63-65. |
Современные подходы к пониманию права |
3 |
Право в системе социальных норм.
Система российского права.
Законотворческий процесс в Российской Федерации, его стадии
|
66-68. |
Гражданин Российской Федерации |
3 |
Гражданство в Российской Федерации.
Основания для приобретения гражданства.
Права и обязанности, принадлежащие только гражданину
|
69-71. |
Экологическое право. |
3 |
Общая характеристика экологического права.
Право на благоприятную экологическую среду и способы его защиты.
Экологические правонарушения.
Природоохранные и природно-ресурсные нормы
|
72-74. |
Гражданское право |
3 |
Субъекты гражданского права.
Понятие юридического и физического лица.
Имущественные и личные неимущественные права.
Способы их защиты
|
75-77. |
Семейное право |
3 |
Семейное право.
Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Правовая связь членов семьи.
Правовое регулирование отношений супругов.
Права и обязанности родителей и детей.
Воспитание детей.
|
78-80. |
Правовое регулирование занятости и трудоустройства. |
3 |
Трудовое законодательство РФ.
Занятость и трудоустройство.
Трудовой договор.
Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора
|
81-83. |
Процессуальное право: гражданский процесс, арбитражный процесс |
3 |
Споры, порядок их рассмотрения.
Процессуальное право.
Основные правила и принципы гражданского процесса.
Участники гражданского процесса.
Арбитражный процесс
|
84-86. |
Процессуальное право: уголовный процесс. |
3 |
Основные принципы и участники процесса.
Досудебное производство.
Судебное производство.
Особенности уголовного процесса.
Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.
Конституционное судопроизводство.
Меры процессуального принуждения.
Суд присяжных заседателей
|
87-89. |
Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство |
3 |
Особенности административной юрисдикции.
Субъекты административной ответственности.
Конституционное судопроизводство.
Основные стадии конституционного судопроизводства.
Административное правонарушение
|
90-92. |
Международная защита прав человека. |
3 |
Защита прав и свобод че¬ловека средствами ООН.
Европейская система за¬щиты прав человека.
Понятие и система меж¬дународного права.
Взаимоотношения меж¬дународного и нацио¬нального права.
Между¬народная защита прав человека в условиях во¬енного и мирного вре-мени
|
93-95. |
Взгляд в будущее. |
3 |
Общество и человек пе¬ред лицом угроз и вызовов XXI века.
Глобальные проблемы человечества.
Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Информационное общество
|
96-98. |
Человек и закон |
3 |
Современный подход к пониманию права.
Современный механизм защиты прав человека
|
99-100. |
Общество и человек. |
2 |
Материал курса «Обществознание. 10-11 классы.
Основные понятия курса, термины.
|
101-102. |
Общество и человек. |
2 |
Влияние общества на личность человека.
|
|