Рабочая программа Обществознание 10 класс

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса

 

Титульный лист

Пояснительная записка

Учебно-тематический план

Содержание рабочей программы

Календарно-тематическое планирование

Требования к уровню подготовки обучающихся

Нормы оценки знаний

Ресурсное обеспечение программы

Скачать

 

 


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 192

КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

  УТВЕРЖДАЮ

  Директор ГБОУ гимназия № 192

  ____________ /С.А. Масленникова

  «__» августа 2013 г.

  СОГЛАСОВАНО

  Заместитель директора по УВР

  ______________/Л.И.Самойленко

  «__» августа 2013 г.


  РАССМОТРЕНО

  На заседании МО

  ______________________________

  ______________________________

  Протокол № ________

  от _____августа 2013 г.

  Руководитель МО

_____________ /И.Л. Полякова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  по предмету « обществознание»

  Класс: 10 класс

  2013-2014 учебный год

Ф. И.О. учителя:

Плотникова Инесса Павловна

Категория: высшая

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013


Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «обществознание» 10 класс

Нормативная основа программы

  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Обществознание. – М.: Просвещение, 2010 г.
  • Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2012
  • Образовательная программа ГБОУ гимназия № 192 Калининского района Санкт-Петербурга «Брюсовская гимназия» – 2013
  • Учебный план гимназия № 192 Калининского района Санкт-Петербурга «Брюсовская гимназия» – 2013

Цели и задачи обучения по предмету «обществознания» в 10 классе

Цели. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
  • Задачи. Задачи курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:
  • содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
  • воспитание гражданственности и любви к Родине;
  • создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
  • выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
  • интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
  • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
  • Требования. Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
    - способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
    - передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
    - формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
    - развить у школьника словесно – логическое и образное мышление; способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
    - помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- - помочь выработать собственную жизненную позицию;

    Принципы. В основу содержания курса положены следующие принципы:
  • соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
  • структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
  • формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.

    Курс Обществознания 10 класса включает изучение 3 тем. Тема «Общество и человек» дает представление об обществе как сложной динамичной системе, характеризует взаимосвязь и взаимозависимость природы и человека, раскрывает сущность понятия «деятельность», анализирует процесс познания. Тема «Основные сферы общественной жизни» продолжают знакомить учащихся с духовной, экономической, социальной и политической сферами жизни человека. На проблемном и уровне обсуждаются актуальные вопросы современности. Тема «Право» рассматривает вопросы права, что должно способствовать формированию правомерного поведения и правовой культуры.

    Формы организации учебного процесса:
      При определении варианта проведения занятия следует ориентироваться на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:
    • - школьная лекция;
    • - семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;
    • - уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
    • - работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
    • - использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;
    • - объяснение учителя и беседа с учащимися;
    • - самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
    • - выполнение заданий в рабочей тетради различного уровня сложности в соответствии с содержанием учебного процесса;
    • - написание сочинений-эссе;
    • - заслушивание сообщений, докладов учащихся с последующим обсуждением.

    Контрольно-измерительные материалы. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
    В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен.
    Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

    Количество учебных часов

    Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она расширена до 105 учебных часов из расчёта 3 учебных часа в неделю, в соответствии с учебным планом ГБОУ гимназия № 192 Калининского района Санкт-Петербурга «Брюсовская гимназия». Увеличены все темы авторской программы.
    Программа рассчитана на 3 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение обществознания в 10 классе составит 105 часов.
    1 четверть – 27 часов
    2 четверть – 21 час
    3 четверть – 30 часов
    4 четверть – 27 часов

    Межпредметные (метапредметные) связи на уроках обществознания

    Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
    - определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
    - объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
    - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
    - применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
    - умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
    - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
    - выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
    - работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
    - самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
    - участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
    - формулирование полученных результатов;
    - создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
    - пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
    - владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


    Учебно-тематический план

    № п/п

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    В том числе на:

    Контрольные работы, проверочные работы

    Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

       

    Уроки

    Лабораторно-практические работы, уроки развития речи

       
    1. Тема 1. Общество 8 6   2  
    2. Тема 2. Человек 17 14 1 2  
    3. Тема 3. Духовная культура 14 12   2  
    4. Тема 4. Экономическая сфера 7 5 1 1  
    5. Тема 5. Социальная сфера 21 18 1 2  
    6. Тема 6. Политическая сфера 18 16   2  
    7. Тема 7. Право как особая система норм 17 15   2  
    8. Итоговое повторение «Человек и общество 3 3      
      Итого: 105 89 3 13  

     


    Содержание рабочей программы



    № п/п

    Название темы

    Необходимое количество часов для ее изучения

    Основные изучаемые вопросы темы

    1-3 Общество как совместная жизнедеятельность людей. 3 Общество в узком и широком смысле. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура. Важнейшие институты общества
    4-6 Общество как сложная динамическая система 3 Общество, страна, государство. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры, новаторство, традиции в культуре. Феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры
    7-8 Общество 2 Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Понятие общественного прогресса. Угрозы и вызовы XIX века
    9-11 Природа человека 3 Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение понятия «природа». Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды
    12-14 Человек как духовное существо 3 Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека
    15-17 Деятельность - способ существования людей 3 Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения
    18-20 Познание и знание 3 Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность
    21-23 Человек в системе социальных связей 3 Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Факторы социального поведения. Познание человеком самого себя. Самооценка
    24-25 Общество и человек 2 Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Девиантное поведение. Общественная значимость и личностный смысл образования в условиях информационного общества
    26-28 Культура и духовная жизнь общества 3 Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения
    29-31 Наука и образование 3 Основные задачи и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций университетом. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов
    32-34 Мораль. Религия. 3 Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях
    35-37 Искусство и духовная жизнь 3 Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»
    38-39 Духовная культура 2 Духовная жизнь человека. Наука и образование. Религия. Искусство. Мораль и право
    40-42 Роль экономики в жизни общества 3 Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок - основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
    43-45 Экономическая культура 3 Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности
    47-49 Социальная структура общества 3 Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека
    50-52 Социальное взаимодействие 3 Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточи¬тельный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда
    53-55 Социальные нормы и отклоняющееся поведение 3 Социальные нормы. Моральные нормы. Политические нормы. Религиозные нормы. Воздействие социальных норм на поведение личности. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность. Преступление. Борьба с преступностью. Уголовный кодекс Российской Федерации. Социальный контроль. Формальные и неформальные санкции
    56-58 Нации и межнациональные отношения 3 Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями и государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления
    59-61 Семья и быт 3 Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль
    62-64 Социальное развитие и молодежь 3 Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура
    65-67 Социальная сфера 3 Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения в Российской Федерации. Роль церкви в жизни современного общества
    68-70 Политика и власть 3 Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть
    71-73 Политическая система. 3 Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. При¬чины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Структура парламента
    74-76 Гражданское общество и правовое государство 3 Международные документы о правах человека. Защита прав человека. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства. Средства массовой информации в политике
    77-79 Демократические выборы и политические партии 3 Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательное право. Типы избирательных систем (мажоритарная, пропорциональная, смешанная). Многопартийность и партийные системы
    80-82 Участие гражданина в политической жизни. 3 Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни общества
    83-85 Политическая сфера 3 Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические партии и движения. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политическая идеология. Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации
    86-88 Право в системе социальных норм 3 Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов
    89-91 Источники права 3 Что такое источники права. Основные источники права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право. Виды нормативных актов (за¬конные и подзаконные акты)
    92-94 Правоотношения и правонарушения 3 Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Противоправность. Преступле¬ния. Проступки. Правосознание и правовая культура личности. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав челове¬ка. Развитие права в современной России
    95-97 Современное российское законодательство 3 Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Семейное право. Права и обязанности родителей и детей. Уголовное право. Экологическое право. Эколого-правовая ответственность. Трудовое право. Трудовой договор
    98-100 Предпосылки правомерного поведения 3 Правосознание. Правовая идеология. Правовая установка. Правовая психология. Правовая культура личности. Правовая культура общества. Правомерное поведение
    101-102 Право 2 Право в системе социальных норм. Источники права. Правоотношения и правонарушения. Современное российское законодательство. Предпосылки правомерного поведения.
    103-104 Заключительные уроки «Общество в развитии» 2 Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса
    105 Итоговый урок 1 Материал курса «Обществознание. 10 класс», основные понятия, термины.
  • Далее>>>